Несправедливость при разборе ДТП есть ли смысл обращаться в суд
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несправедливость при разборе ДТП есть ли смысл обращаться в суд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если виновник ДТП в силу каких-то обстоятельств так и не определен, то необходимо обратиться в суд для выяснения данного вопроса в гражданском процессе. Привлекать как ответчиков лучше не только предполагаемого виновника, но и страховую компанию. Требования необходимо указать два. Одно – это установление виновника ДТП, второе – возмещение ущерба с того же виновника и страховой компании.
Установление виновника ДТП в гражданском судопроизводстве
Положительное решение суда в пользу потерпевшего должно выглядеть следующим образом: ответчик действительно нарушил Правила дорожного движения и именно это нарушение и привело к ДТП. Или же, что также возможно, исход не в пользу истца: авария произошла не по вине ответчика. Судебное решение может быть сформулировано по-другому, но смысл останется тем же. Возможно, что у обоих водителей транспортных средств присутствует вина в данном происшествии, в таком случае выносится решение о так называемой «обоюдке» и в дальнейшем можно рассчитывать только на половину выплат от страховой организации от полной оценки ущерба либо в той процентной пропорции, которую определит судья.
Что делать, если не согласен с обвинительным решением?
Виновник определяется сотрудником ГИБДД путем вынесения постановления. Случается такое, что инспектором допускаются ошибки в определении виновного, который на деле является пострадавшим. Для того чтобы изменить присвоенный статус необходимо грамотно подойти к процедуре обжалования решения. Во-первых, требуется сфотографировать аварию, чтобы иметь возможность оспорить вину. На снимках должно быть видно: расположение машин, разметки, факторы, оказавшие влияние на аварию, знаки и прочее. Стоит сохранить запись, сделанную регистратором своего автомобиля либо тех авто, что находились рядом. Если на участке дороги имеются видеокамеры, требуется сделать запрос на изъятие видео. Делается это через правоохранительные органы.
Для составления документации относительно ДТП сотрудниками ГИБДД используются показания свидетелей, схемы произошедшего. Схема не всегда составляется правильно. Для исключения ошибок требуется изучить бумагу на месте. Автолюбитель имеет право вписать дополнения в составленный сотрудниками протокол, при условии, что они могут повлиять на принятие решения. При наличии свидетелей, способных доказать правоту водителя, нужно записать их данные.
Обжаловать принятое решение не всегда целесообразно. Однако есть ситуации, когда оспорить решение можно. Так, если лицо, нарушившее правила движения, что стало причиной аварии, не согласно с фактами, изложенными в составленных документах, если отсутствует связь между аварией и нарушением правил, если должностное лицо нарушило требования и нормы материального или процессуального характера во время вынесения постановления, а также при наличии данных о вине других лиц в аварии, оспорить постановление можно.
Кто считается виновным в дорожно-транспортном происшествии
Для того, чтобы ответить на вопрос о том, как оспорить вину в ДТП, необходимо, прежде всего, определиться с понятием вины.
В юридической литературе по теории права под виной понимается психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию.
Вину разделяют на две формы: умышленную и неосторожную.
Большинство дорожно-транспортных происшествий совершается по причине умышленного нарушения требований правил дорожного движения.
Последствия ДТП в виде причиненного материального ущерба, вреда жизни и здоровью не охватываются умыслом нарушителя и наступают по неосторожности.
Например, при столкновении автомобилей, движущихся по перекрестной траектории на регулируемом перекрестке, один из водителей, выезжая на перекресток под запрещающий красный сигнал светофора, умышленно нарушает требования пункта 6.2 Правил дорожного движения РФ. В результате дорожного происшествия пассажиру автомобиля – участника ДТП причинены телесные повреждения (вред здоровью), а собственникам автомобилей – материальный ущерб.
Перечисленные последствия дорожного происшествия — вред здоровью и материальный ущерб от повреждения транспортных средств не охватывались умыслом нарушителя и наступили по неосторожности.
В данном случае мы можем говорить о смешанной форме вины.
Именно при смешанной форме вины совершается подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий.
В рассмотренном примере нарушитель Правил дорожного движения признается виновным и в зависимости от тяжести наступивших последствий привлекается к административной или уголовной, а также к материальной ответственности.
Обязательным условием для признания лица виновным в совершении ДТП является наличие причинно-следственной связи между нарушением требований ПДД РФ и наступившими последствиями.
Относительно приведенного нами примера причинно-следственная связь выглядит следующим образом: нарушение пункта 6.2 ПДД РФ водителем автомобиля, выехавшим на перекресток, на запрещающий красный сигнал светофора (причина) является создание аварийной ситуации.
В результате столкновения автомобилей пассажиру причинены телесные повреждения, а собственникам автомобилей — материальный ущерб (следствие).
Следует знать, что при отсутствии связи между нарушением ПДД РФ и наступившими последствиями ответственность за ДТП не может быть возложена на нарушителя.
Применительно к приведенному примеру, если водитель автомобиля, проезжавший перекресток с соблюдением требований ПДД РФ, находился в состоянии алкогольного опьянения, то его нельзя признать виновным в ДТП по причине отсутствия связи между нарушением ПДД (управление автомобилем в состоянии опьянения) и наступившими последствиями.
При дорожных авариях с участием пешеходов, а также случаях оставления места происшествия его участниками – уезда с места ДТП, обжалование виновности имеет особую значимость и специфику.
Виновник ДТП не признает вину
Если виновный в ДТП человек, доказывает совершенно обратное, нежели в подписанных изначально протоколах, путается в показаниях по ситуации, спорит и ругается, то пострадавшему необходимо расслабиться и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
- Обязательно обратитесь к службе аварийных комиссаров. Они трезво оценят обстановку и правильно заполнят все документы по аварии. Схема ДТП и экспертное заключение будет решающим в определении виновного.
- Соберите возможные доказательства аварии. Возможно, авария попала на камеры одного из видеорегистраторов вблизи проезжающих машин или на уличные камеры.
- Фотографировать повреждения должен аварийный комиссар, но если будете делать это самостоятельно, то на всех фото должны быть видны автомобильные номера.
- Если получится, то найдите свидетелей. Попросите их составить письменные объяснительные или дать контактные номера для подтверждения увиденного.
- От сотрудников ГИБДД, в случае обращения в инспекцию, необходимо получить все документы по аварии, которые позже будут предъявлены вами в страховой компании. Это будет протокол и постановление о возбуждении административного дела.
Что делать, если составлялся Европротокол
В случае отказа нарушителем подписать схему ДТП и объяснительную в Европротоколе, придётся обратиться для оформления происшествия в ГИБДД.
Если изначально был составлен Европротокол и сотрудники ГИБДД или аварийный комиссар не привлекался, а после того виновный водитель отказался от ответственности, то ситуация немного сложнее. Главное здесь, что извещение о ДТП (Европротокол) был подписан обеими сторонами. В этом случае проблем со страховой компанией не возникнет. Страховщик сам определит степень вины в аварии, основываясь на российском законодательстве.
Если был ранее подписан Европротокол обеими сторонами, то шансы на изменение ролей водителей минимальны.
В любом случае, возможность обжалования решения ГИБДД и страховых компаний есть у обеих сторон, как у пострадавшего, так и у виновного.
Когда можно самому выбирать, в какой суд подавать иск?
Как вывод вышеописанного, в также в качестве дополнительной информации приведём список случаев, когда вы можете выбирать сами суд.
- В случае споров по ОСАГО со страховой компанией вы имеете право обратиться в суд как по вашему месту жительства, так и по месту нахождения страховщика (филиала в вашем городе).
- Также, если виновников несколько, и они проживают в разных местах, то вы можете сами выбирать и по подсудности любого из виновников обратиться в наиболее близлежащую инстанцию.
- Если в исковом заявлении речь идёт об увечье или потере кормильца, то подавать в суд напрямую на виновника можно также по месту своего жительства.
С меня хотят взыскать моральный вред – можно ли уменьшить выплату?
А вот это уже более реально! Причём, реально уменьшить требуемую с вас сумму в разы чаще всего.
Дело здесь в том, что пострадавшие очень часто подают в суды на возмещение морального вреда, указывая очень большие её размеры. И повод для этого один – отсутствие какого-либо законного и прочего правового регулирования её расчёта. Поэтому нередко истец может указать хоть один миллион рублей за ушибленный палец.
И хорошая новость заключается в том, что суды очень часто уменьшают размер морального вреда, и очень существенно. Никаких рисков возмещения стоимости судебных экспертиз вы не несёте при этом. Судья просто на своё усмотрение решает, насколько уменьшить завышенный размер морального ущерба.
Но следует иметь в виду, что если речь идёт о тяжком вреде здоровью пострадавших или даже погибших людях, то сумма редко бывает завышенной. Точнее, размер морального вреда в один миллион в таком случае суд может посчитать объективным и полностью оправданным. И, наоборот, если в ДТП не было пострадавших (вреда здоровью) вовсе, то во взыскании морального ущерба в судебной практике 2024 года отказывают в подавляющем большинстве случаев.
В группу административной практики входит дознаватель по ДТП, который в определенный срок должен выполнить свою работу. Вообще у группы есть от 3 до 30 дней на рассмотрение конкретной аварии. Точный срок зависит от сложности аварии и количества проводимых мероприятий. В статьях 28.5 и 28.7 говорится, что срок разбора ДТП иногда продлевается на месяц.
Дополнительное время сотрудникам группы разбора из ГИБДД требуется для того, чтобы тщательно изучить все поступающие материалы дела. Особенно это касается видеозаписей с дорожных камер и регистраторов, установленных в машинах автомобилистов. Также иногда много времени занимает опрос участников и всех очевидцев произошедшего.
Группа административной практики для принятия решения по протоколу, даже если вы его уже подписали, и вынесения постановления проводят много работы. Особенно это касается аварий, в которых . В данном случае требуется обязательное заключение судебно-медицинской экспертизы, подтверждающей степень тяжести повреждений. Мера наказания для виновного в ДТП напрямую зависит от того, какой вред здоровью другим людям он нанес.
Экспертизу проводят после того, как пострадавший проходит курс лечения. Когда участники ДТП получают средние или тяжелые травмы, терапия отнимает больше времени. По этой причине вышестоящий орган ГИБДД может продлить срок разбора ДТП до полугода.
А вы знаете, что и совершенное правонарушение.
Оспаривание виновности в ДТП в суде: основные моменты
Граждане, признанные виновными в ДТП и не предпринявшие попытки оспорить нарушение в ГИБДД (или действие не дало результатов), могут исправить ситуацию. Для этого потребуется обратиться в суд с исковым заявлением и просьбой провести независимую экспертизу. Оспаривание возможно даже при вступлении в силу Постановления об административном нарушении.
Исковое заявление в суд должно быть подано в течение 2 месяцев с момента ДТП. Увеличение срока возможно по уважительным причинам (например, стационарное лечение водителя). Для обжалования постановления прикладывается справка с медицинского учреждения или другие документы, подтверждающие временную недееспособность.
Для судебного разбирательства потребуется копия или оригинал постановления и подробное описание причин, повлекших ДТП. Водителю нужно быть готовым к доказательству своей невиновности. При этом во внимание принимаются только существенные основания. Не подойдет отговорка вроде «не увидел знака» или «кошка пробежала».
Разбирательство в рамках гражданского процесса (в суде) может занять достаточно много времени. Нередко такие дела длятся больше года, особенно в сложных ситуациях, когда доказать свою невиновность без экспертиз невозможно.
Основные обязанности водителя при ДТП
Что должен сделать водитель, который стал свидетелем, участником или виновником дорожно-транспортного происшествия? Ст. 2 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» указывает, что водитель, причастный к ДТП, обязан:
- Немедленно остановить автомобиль;
- Включить аварийную сигнализацию;
- Поставить знак аварийной остановки.
Если во время аварии на дороге пострадали люди, водителю также вменяется в обязанность:
- Оказать пострадавшим первую медицинскую помощь (в экстренных случаях — организовать отправку пострадавшего в ближайшую больницу);
- Вызвать на место происшествия врачей и полицию;
- Записать данные очевидцев происшествия (ФИО, адреса, контактные телефоны);
- Ожидать прибытия «скорой помощи» и сотрудников полиции.
Что делать, если водителя обвиняют в ДТП, которого он не совершал?
К сожалению, российским водителям слишком часто приходится сталкиваться с фактами вымогательства взяток как за реальные, так и за выдуманные нарушения правил дорожного движения.
Как защитить себя от необоснованных обвинений в ДТП? В этом случае вы вправе использовать все имеющиеся средства для своей защиты.
- Прежде всего нужно успокоиться и не паниковать — в соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в нарушении закона считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда;
- Не стоит отказываться от подписания протокола — при неблагоприятном развитии событий такое решение может послужить косвенным подтверждением вашей вины;
- Перед тем как подписать протокол обязательно заполните графу «Объяснения» и изложите свое видение ситуации (к примеру: «ПДД не нарушал. Доказательств моей вины не предъявлено. Прошу рассмотреть дело в присутствии защитника»);
- Если в вашем автомобиле находятся свидетели ДТП, обязательно укажите их данные в протоколе (следует помнить, что свидетелями могут выступать любые лица, которые могут подтвердить вашу позицию — как случайные пассажиры, так и ваши родственники или друзья);
- Если вы не участвовали в ДТП — обязательно просите проведения экспертизы. Независимые эксперты осмотрят ваш автомобиль и установят, было ли само столкновение и являлись ли вы его участником.
Особенности назначения ответственности и возможность избежать суда по уголовному производству
Даже если начато уголовное производство, нередки случаи, когда до суда его рассмотрение не доходит. Например, остановить процесс может ходатайство пострадавшего о прекращении дела, если виновный полностью возместил ущерб, руководствуясь Гражданским кодексом, и компенсировал затраты. Единственный момент: принимать решение будет либо следователь, либо судья.
Стоит также понимать, что если виновник ДТП освобождается от уголовной ответственности вследствие примирения сторон, то это не значит, что отменяется административная ответственность водителя. Ему однозначно будет выбрано судом наказание в зависимости от того, какое правило было нарушено и что предполагает за это соответствующая статья.
Интересно! Одновременно не может быть применена и уголовная, и административная ответственность. Только одна из них. Но при любом варианте, гражданская – остается.
К сожалению, не всегда виновник ДТП остается на месте аварии для дальнейших разбирательств. И это только добавляет проблем владельцу пострадавшего транспорта. Тем не менее, нужно предпринимать конкретные действия и со своей стороны.
Так, на место столкновения обязательно вызывается патрульный экипаж, который зафиксирует факт повреждений. До приезда сотрудников ГИБДД водитель может сделать несколько снимков поврежденных участков автомобиля.
Отдельно делаются снимки асфальта, поскольку там могут остаться частички от другого транспорта: осколки фар, зеркал. Кстати, отпечаток протектора на дороге также помогает экспертам идентифицировать автомобиль.
После приезда дежурной группы начинается работа, по идентификации второго участника инцидента.
Основные действия на месту столкновения:
- опрос водителя, других свидетелей;
- сбор следов, оставшихся на проезжей части;
- производство необходимых замеров;
- изучение записей с видеокамер, расположенных на окрестных объектах.
Гражданин В. двигался по проспекту. Дорога имела по две полосы в каждом направлении. В. занял крайнюю левую, стоп-сигналы и сигналы поворотов были исправны. В той же полосе двигался гражданин М. следом за машиной, принадлежащей В. В. обозначил левым поворотом намерение развернуться на перекрестке и немного притормозил. В это время автомобиль М. врезался в левую заднюю четверть автомобиля В.
Прибывший на место совершения ДТП инспектор, не изучив обстоятельств совершенного правонарушения, составил административный протокол и вынес постановление о наложении штрафа в отношении В.
На автомобиле В. не было видеорегистратора, а М. по понятным причинам предоставить информацию со своего устройства отказался.
В процессе обжалования В. обратился к администрации находившегося неподалеку банка с просьбой предоставить в его распоряжение видеозаписи с камер наружного наблюдения.
Суд первой инстанции, изучив данные, предоставленные банком, пришел к выводу, что виновным в ДТП следует признать гражданина М. Постановление в отношении В. решением суда было отменено.
В каких случаях можно выиграть дело в суде о лишении прав?
Автоюристы, которые специализируются на подобных делах, предоставляют, на первый взгляд, достаточно печальную статистику: судебные разбирательства, проводимые мировым судьей, примерно в 95% случаев приводят к лишению водителя права управления транспортным средством. Но, вышестоящая инстанция часто приходит к оправдательному приговору.
Именно по этой причине автоюристы рекомендуют пользоваться правом на обжалование решения мировых судей в вышестоящей инстанции.
У автолюбителя есть только 10 дней после вынесения вердикта на его обжалование. В течение этого времени требуется получить постановление и направить жалобу в городской либо районный суд.
Водителям представлена возможность защищаться самостоятельно. Для этого достаточно изучить материалы собственного дела, дать оценку доказательной базе и составить стратегию защиты. Останется лишь подготовить нужные документы.
Важными факторами считаются настрой и поведение в ходе судебного разбирательства. Если нет чувства уверенности в самостоятельной защите, то юридическая помощь при лишении водительских прав не помешает. Привлечь автоюриста можно на любом из этапов разбирательства.