Ответственность за неисполнение отраслевого соглашения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неисполнение отраслевого соглашения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, трудовое законодательство гарантирует работодателям возможность мотивированно отказаться от присоединения к соглашению. Процедура такого отказа, в том числе сроки представления письменного отказа, необходимость проведения консультаций с представителями работников перед направлением отказа, детально прописана в ст. 48 ТК РФ. Однако примеры из судебной практики свидетельствуют об игнорировании установленной процедуры, в частности о фактах несоблюдения работодателями сроков направления письменного отказа полномочному органу , что приводит к дополнительным финансовым расходам работодателей, поскольку соглашение может устанавливать только повышенные по сравнению с законодательством льготы и гарантии работникам (ст. 9 ТК РФ).
У правоприменителей может возникнуть обоснованный вопрос — а можно ли отказаться от присоединения к соглашению при отсутствии в организации профсоюза?
По указанному вопросу автор обратился в Роструд и получил следующее разъяснение: «…если работники не объединены в профсоюз и в организации (у работодателя) не создано иного представительного органа работников, работодатель вправе принять решение об отказе присоединиться к соглашению» (письмо Роструда от 11.11.2010 N ТЗ/14031-3-8).
Схожей позиции придерживаются и специалисты Минздравсоцразвития России: «Согласно практике, в случае, если на предприятии отсутствует первичная профсоюзная организация, к отказу от присоединения к соглашению прикладывается протокол консультаций работодателя с Советом трудового коллектива» (письмо Минздравсоцразвития России от 08.12.2010 N 22-5-4593).
ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.1. Стороны считают жизнь и здоровье работников национальным достоянием.
10.2. Работодатель (руководитель Организации) обязан обеспечить безопасные и здоровые условия труда, нормальные санитарно-бытовые условия для работников в соответствии с нормами и правилами по охране труда.
Работодатель (руководитель Организации) обязан обеспечить функционирование действующих в Организации и открытие новых здравпунктов в строгом соответствии с действующими нормативами обеспечения медицинской помощью работников отрасли, а также в течение 1998 года организовать работу врачебных здравпунктов вместо фельдшерских здравпунктов согласно приложению N 7 к Приказу Минздравмедпрома России от 23 июня 1994 г. N 130.
В соответствии с приложением N 7 к Приказу Минздравмедпрома России от 23 июня 1994 г. N 130 врачебный здравпункт является структурным подразделением государственного территориального лечебно-профилактического учреждения или медико-санитарной части и в пределах действующих рекомендованных штатных нормативов финансируется из федерального бюджета.
10.3. Стороны считают необходимым осуществлять централизованное приоритетное финансирование Общеотраслевой программы по охране труда, технике безопасности и медико-социальной защите работников угольной промышленности за счет бюджетных ассигнований и за счет средств Организаций через отраслевой Фонд охраны труда работников угольной промышленности «Уголь-Фонд».
10.4. Работодатель (руководитель Организации) обязан разработать годовой Комплексный план улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, согласовав его с соответствующим органом Профсоюза. Подведение итогов выполнения Комплексных планов проводится ежеквартально.
Комплексный план должен быть неотъемлемой частью коллективного договора, предусматривающего средства на выполнение мероприятий этого плана.
Стороны обязуются всемерно содействовать созданию специализированных медицинских учреждений по реабилитации работников, травмированных на производстве, застигнутых в завалах и получивших профессиональные заболевания, а также всемерно содействовать специализированным лечебно-профилактическим учреждениям в приобретении современного оборудования, медикаментов и лечебно-профилактического питания.
Обязательная вакцинация: что делать работодателям
Порядок разработки документов, вне зависимости от их вида, регламентируется статьями 47 и 48 ТК РФ. Перед заключением соглашения нужно составить его проект. Порядок его разработки определяется частью 5 статьи 47 ТК РФ. Проект формируется комиссией. Его положения обговариваются с профсоюзом и работодателем.
С субъективной стороны нарушение или невыполнение обязательств характеризуется тем, что виновное лицо действовало умышленно, но возможны ситуации проявления небрежности, т.е. вины в форме неосторожности. На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Федеральное отраслевое соглашение по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации на 2009 — 2011 годы, утверждено Минспорттуризмом России, Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма РФ 08.10.2009.
Комментарии к ст. 55 ТК РФ
1. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП) влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
2. За невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.33 КоАП), взыскивается административный штраф в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.
3. Рассмотрение дела об административном правонарушении предусмотрено гл. 29 КоАП. Перечислим основные стадии рассмотрения дел.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы (ст. 29.1 КоАП):
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
Следует учитывать, что существуют обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом (ст. 29.2 КоАП).
Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо: 1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя; 2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове лиц, указанных в ст. ст. 25.1 — 25.10 КоАП, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
При наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ст. 29.5 КоАП).
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 КоАП, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП).
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на 1 мес. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 ч с момента его задержания.
4. Статьей 29.7 КоАП установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае: а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашаются протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП.
При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.8 КоАП).
Отказ от отраслевого соглашения
Работодатель, который сознательно отказывается от выполнения положенных условий коллективного трудового договора или трудового соглашения, должен нести определенную административную ответственность за свои действия или бездействия в отношении трудовой сферы.
Отказ от выполнения условий договоров и соглашений влечет за собой два вида наказаний, среди которых:
- письменное предупреждение на имя работодателя, в котором указаны причины выдачи данного документа, а также возможные последствия для лица в случае систематического невыполнения условий коллективного трудового договора;
- административный штраф строго установленного размера, который может варьироваться от 3 до 5 тысяч рублей, выплачивается после вынесения письменного предупреждения ответственными органами.
Законные представители работодателя несут определенную ответственность за нарушение или невыполнение условий коллективного трудового договора или соглашения. Если лицо, которое является представителем, нарушает установленные условия или же не соблюдает все предписания, то для нее предусматривается соответствующее административное наказание:
- письменное предупреждение;
- административный штраф от 3 до 5 тысяч рублей.
Также ответственность для представителей работодателя предусматривает выплату установленного административного штрафа за отказ от участия в переговорах по поводу предстоящего заключения или внесения изменений и дополнений в соглашения.
Помимо этого, предупреждение или штраф полагается для представителей работодателя за отказ от заключения коллективного договора без веской причины.
Представитель работодателя будет нести ответственность за отказ от контроля соблюдения условий документов. Любая ответственность (уголовная или административная) за нарушение или невыполнение условий трудового коллективного договора или аналогичного соглашения в соответствии с действующим трудовым законодательством для представителей стороны работников исключается.
За что штрафуют трудовые инспекторы: полный список
С мая 2013 года после внесения ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации» от 07.05.2013 № 95-ФЗ дополнений в текст статьи в ней появилось еще одно право работодателя — на формирование производственных советов. Этот орган, создавать который может любой работодатель, кроме работодателя-физлица, является совещательным (консультационным), формируемым на добровольной основе из представителей наиболее квалифицированных и активных работников.
Цели его создания заключаются в выработке предложений по вопросам:
- оптимизации процессов основной деятельности работодателя;
- внедрения новых технологий и оборудования;
- повышения уровня квалификации персонала и производительности его труда.
Все необходимые моменты, связанные с формированием и процессом работы этого органа, работодатель устанавливает своим внутренним нормативным актом. В него должны войти положения:
- о полномочиях совета и круге задач, решаемых им;
- порядке созыва и возможных текущих процедурах деятельности;
- количестве членов совета и составе представителей работников в нем.
Право на создание производственного совета, установленное ст. 22 ТК РФ, применяется с комментариями в части его компетенции: в нее входят исключительно вопросы совершенствования производственной деятельности, но не функции, относящиеся к процессу управления деятельностью работодателя или представительства интересов работников. Результат рассмотрения и реализации предложений, выработанных советом, работодатель обязан сообщать его участникам.
В числе обязанностей работодателя в ст. 22 ТК РФ указывается необходимость:
- соблюдения всех норм трудового законодательства, установленных ТК РФ, иными законами, внутренними нормативными актами и трудовыми соглашениями;
- предоставления работнику именно той работы, которая оговорена с ним при его трудоустройстве;
- обеспечения максимально безопасных условий труда и их соответствия государственным нормативам в части охраны труда;
- предоставления работнику необходимых для выполнения его трудовых функций технических средств;
- исключения дискриминации при оплате за труд одинаковой ценности;
- своевременной и полной выплаты зарплаты в сроки, установленные работодателем согласно требованиям, содержащимся в ТК РФ;
- соблюдения порядка представительства при коллективных переговорах с работниками, в т. ч. заключении коллективного договора;
- полного и своевременного предоставления работникам информации, которой они должны владеть при разработке коллективного договора;
- ознакомления работников со всеми внутренними нормативными актами, значимыми для их трудовых обязанностей;
- своевременного выполнения всех предписаний надзорных органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения норм трудового законодательства;
- адекватного реагирования на информацию органов, представляющих интересы работников, в части нарушения трудовых прав;
- создания условий для участия работников в управлении юрлицом в оговоренных в законодательстве формах;
- обеспечения бытовых нужд работников, возникающих во время исполнения ими трудовых функций;
- выполнения процедур, связанных с обязательным социальным страхованием;
- возмещения вреда (в т. ч. морального), полученного работником в связи с его трудовыми обязанностями;
- исполнения обязанностей, связанных со спецоценкой условий труда;
- выполнения иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и внутренними нормативными актами.
Обязанности работодателя по оплате труда в действительности значительно шире, чем указанные в ст. 22 ТК РФ (недопущение дискриминации при оплате за равнозначный труд, выдерживание сроков, полнота выплаты зарплаты), и требуют соблюдения (ст. 135, 136 ТК РФ):
- разработанной и утвержденной у работодателя системы оплаты за труд;
- порядка уведомления работника о формировании итоговой суммы ежемесячной выплаты;
- удобных для работника форм выдачи денег (наличными по месту работы или безналичным путем в указанный работником банк);
- периодичности выплат не реже 2 раз в месяц с промежутком в 2 недели между ними;
- дат, установленных для выдачи зарплаты внутренним нормативным актом.
В отношении сроков выплаты возможны следующие варианты:
- заранее (в предшествующий рабочий день) выплачивается зарплата, срок для которой, установленный внутренним нормативным актом, приходится на выходной день (ст. 136 ТК РФ);
- заранее (не менее чем за 3 календарных дня до начала отпуска) выплачиваются отпускные (ст. 136 ТК РФ, письмо Федеральной службы по труду и занятости от 21.12.2011 № 3707-6-1);
- больничный оплачивается в ближайшую к произведенному расчету (на него отводят 10 календарных дней) дату выплаты зарплаты (п. 1 ст. 15 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ);
- непосредственно в день увольнения выплачиваются все не полученные до этого дня работником суммы (ст. 140 ТК РФ).
Несоблюдение 2-недельного интервала и установленных сроков может повлечь для работодателя:
- административный штраф за невыполнение требований трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ);
- выплату работнику денежной компенсации за задержку (ст. 236 ТК РФ);
- перенос отпуска по требованию работника, вовремя не получившего отпускные (ст. 124 ТК РФ);
- необходимость оплаты работнику времени приостановления работы, ставшего следствием задержки выплаты зарплаты (ст. 142 ТК РФ);
- уголовную ответственность для руководителя, допустившего задержку из-за личной заинтересованности (ст. 145.1 УК РФ).
ТК РФ обязывает работодателя своевременно предоставлять работникам (их представителям) информацию:
- нужную для разработки коллективного договора;
- отраженную во внутренних нормативных актах;
- являющуюся реакцией на обращения по вопросам нарушения трудового законодательства;
- необходимую для участия работников в управлении организацией.
Поскольку коллективный договор — это результат двустороннего соглашения, представители работников, участвующие в его создании от имени коллектива, должны в полной мере владеть всей необходимой информацией, связанной с этим документом.
Внутренние нормативные акты создаются с целью исполнения работниками их положений, поэтому знакомство с ними является достаточно важным этапом в процессе доведения необходимой информации до сведения работников и происходит под роспись. Неисполнение требований этих документов при условии соблюдения порядка ознакомления влечет за собой дисциплинарную ответственность работников.
Законодательно право контроля за соблюдением законодательства о труде закреплено за профсоюзами (ст. 370 ТК РФ), которые могут действовать в этих целях в различных формах — от уполномоченных лиц до инспекций труда. Достаточно широкий перечень предоставленных им полномочий позволяет оперативно выявлять допущенные нарушения и требовать от работодателя их устранения. Для работодателя установлен срок, равный 1 неделе (ст. 370 ТК РФ), в течение которой он должен:
- рассмотреть требование;
- принять меры по устранению нарушения;
- проинформировать обратившийся к нему орган об итогах рассмотрения обращения и принятых по нему мерах.
Право работников на участие в управлении организацией предусмотрено ст. 52 ТК РФ. Для его реализации необходим взаимный обмен информацией (ст. 53 ТК РФ), при котором стороны получают сведения следующего характера:
- работодатель — в части учета мнения работников при создании коллективного договора и внутренних нормативных документов, получения предложений по совершенствованию работы организации;
- работник — в отношении изменений в структуре организации, технологии производства, перспектив развития предприятия.
О нарушениях при индексации зарплаты, установленной колдоговором
Трудовое законодательство не устанавливает конкретные даты выдачи заработной платы, однако в ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) определено следующее:
- заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. При этом зарплата за текущий месяц не может быть выплачена позднее 15-го числа следующего месяца;
- работодателем должны быть предусмотрены не просто сроки выплаты заработной платы, а конкретные даты ее выдачи. Они устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором;
- при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Нарушением указанных норм ст. 136 ТК РФ будет:
- отсутствие сроков выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном, трудовом договоре;
- установление таких сроков в нарушение законодательства (установление срока выплаты заработной платы один раз в месяц, установление сроков выплаты зарплаты периодом (например, не позднее 10-го и 25-го числа)).
ПРИМЕР
Организация «Промагролизинг» прописала в трудовых договорах работников следующие нормы:
«Заработная плата выплачивается два раза в месяц: 10–15 (десятого-пятнадцатого) числа текущего месяца (окончательный расчет) и 20–27 (двадцатого-двадцать седьмого) числа текущего месяца (аванс)».
Установление подобных диапазонов сроков выплаты заработной платы будет нарушением трудового законодательства.
ПРИМЕР
В компании «Восток» для выплаты заработной платы установлены следующие сроки:
- аванс — 25-го числа текущего месяца;
- окончательный расчет — 10-го числа следующего месяца.
Чтобы выяснить, есть ли случаи нарушения сроков выплаты заработной платы, сравнили сроки фактические и установленные Положением об оплате труда (табл. 1).
Таблица 1. Случаи нарушения сроков выплаты заработной платы |
|||
Период |
Дата выплаты согласно Положению об оплате труда |
Фактический срок выплаты зарплаты |
Число дней задержки выплаты зарплаты |
Аванс за апрель 2021 г. |
25 апреля |
23.04.2021 |
|
Окончательный расчет за апрель 2021 г. |
10 мая |
12.05.2021 |
2 |
Аванс за май 2021 г. |
25 мая |
31.05.2021 |
6 |
Окончательный расчет за май 2021 г. |
10 июня |
10.06.2021 |
|
Аванс за июнь 2021 г. |
25 июня |
25.06.2021 |
|
Окончательный расчет за июнь 2021 г. |
10 июля |
12.07.2021 |
2 |
Как видно из табл. 1, в компании постоянно нарушаются сроки выплаты заработной платы.
Зарплату за июнь согласно нормам Положения об оплате труда должны были выплатить 10.07.2021. Поскольку установленный срок выплаты зарплаты — 10-е число месяца — приходится на субботу, зарплату сотрудникам компании обязаны были выплатить накануне выходных дней, то есть в пятницу. Однако в нарушение норм трудового законодательства выплату перенесли на первый рабочий день после выходных.
Понятно, что организация может быть привлечена к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы.
В тени отраслевого соглашения
Наиболее традиционной формой восстановления нарушенного или оспоренного права является обращение предпринимателей в суд (арбитражный или общий) с иском о защите своих прав и охраняемых законом интересов. В качестве средства судебной защиты в этом случае выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности, с другой.
Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.
По общему правилу арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
- между организациями — юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;
- между организациями — юридическими лицами и государственными или иными органами;
- между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.
При этом именно сфера предпринимательства является одним из главных оснований, позволяющим разграничить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции и определить специализацию арбитражных судов. Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражному суду является характер правоотношений: арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных отношений (к примеру, земельные, налоговые и т.д.), которые не охватываются собственно гражданской и административной сферами.
Законодатель определяет субъектный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду. Он включает, прежде всего, юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
При этом следует иметь в виду, что осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя являются обязательными условиями, при наличии которых гражданин признается участником спора, подведомственного арбитражному суду. Предпринимателем признается и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации этого хозяйства.
Что нужно знать об отраслевых соглашениях?
Статья 400 ГК РФ определяет понятие ограничения ответственности по договору по определенным видам обязанностей, связанных с частными видами деятельности. Ограничения сумм возможных расчетов, описанные в заключенном контракте, не имеют значения, если в этой сфере деятельности имеются лимиты, установленные законодательными актами.
То есть, в определенных ситуациях истец не сможет взыскать с ответчика убытки и неустойку в большей сумме, чем это установлено на законодательном уровне. Пример — ограничение, установленное Федеральным законом № 230-ФЗ для микрофинансовых организаций: если гражданин не исполнил свои обязательства по выплате долга МФО, то сумма процентов по долгу не может превышать трехкратный размер задолженности независимо от условий договора кредитования.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Принудительный труд запрещен.
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
Итак, трудовое законодательство гарантирует работодателям возможность мотивированно отказаться от присоединения к соглашению. Процедура такого отказа, в том числе сроки представления письменного отказа, необходимость проведения консультаций с представителями работников перед направлением отказа, детально прописана в ст. 48 ТК РФ.
Однако примеры из судебной практики свидетельствуют об игнорировании установленной процедуры, в частности о фактах несоблюдения работодателями сроков направления письменного отказа полномочному органу , что приводит к дополнительным финансовым расходам работодателей, поскольку соглашение может устанавливать только повышенные по сравнению с законодательством льготы и гарантии работникам (ст. 9 ТК РФ).
Пример. 26.06.2008 в “Российской газете” было опубликовано предложение министра здравоохранения и социального развития РФ присоединиться к Федеральному отраслевому соглашению по авиационной промышленности, заключенному между Федеральным агентством по авиационной промышленности и Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности.
Комментарий к ст. 5.28 КоАП
Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ социальное партнерство в сфере труда представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Одной из основных форм социально-партнерских отношений являются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений (ст. 27 ТК РФ). Собственно, в настоящее время это одна из немногих реально существующих на практике форм социального партнерства. Комментируемая статья направлена на защиту общественных отношений, которые складываются в процессе коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора или соглашения.
До недавнего времени правовое регулирование указанных отношений осуществлялось в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях». Однако Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ Закон «О коллективных договорах и соглашениях» был признан утратившим силу. Нужно, однако, отметить, что практически все основные нормы этого Закона были инкорпорированы в Трудовой кодекс РФ.
Коллективный договор определяется трудовым законодательством как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).
Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).
Таким образом, коллективный договор всегда заключается на уровне конкретной организации и действует только в отношении работников данной организации. Соглашения могут заключаться на различных уровнях. На федеральном уровне Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой входят представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители Правительства РФ, разрабатывает и заключает Генеральное соглашение. В настоящий момент действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 — 2007 годы. На региональном уровне функционируют областные и республиканские трехсторонние комиссии по регулированию социально-партнерских отношений, а на местном уровне — территориальные комиссии. Кроме того, коллективные соглашения могут заключаться на уровне отрасли экономики — отраслевые соглашения.
Субъектами (сторонами) социально-партнерских правоотношений являются работники и работодатели, но не непосредственно, а в лице своих представителей. Органы государственной власти и местного самоуправления также могут быть участниками социально-партнерских правоотношений, но только в тех случаях, когда они являются работодателями либо если это предусмотрено законом (например, органы государственной власти или местного самоуправления могут участвовать в заключении коллективного соглашения, если оно предполагает бюджетное финансирование). Интересы работников в социально-партнерских отношениях представляют, как правило, выборные профсоюзные органы. Профсоюз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правовое положение профсоюзов помимо ТК РФ определяется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Нужно сказать, что при проведении коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора (т.е. на уровне конкретной организации) интересы работников могут представлять и иные выборные представители. Так, согласно ст. 31 ТК РФ в тех случаях, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими может быть создан единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения.
Представителями работодателя в социально-партнерских отношениях на уровне отдельной организации (при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора) являются руководитель организации или уполномоченные им лица. При заключении или изменении коллективных соглашений на уровне муниципального образования, субъекта РФ, отраслевом или федеральном уровне интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей установлены Федеральным законом «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г.
Объективная сторона данного правонарушения, согласно конструкции комментируемой нормы, может выражаться в:
уклонении от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения;
нарушении установленного законом срока проведения переговоров;
необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки.
Трудовое законодательство четко регламентирует сроки проведения коллективных переговоров и каждого их этапа. Так, согласно ст. 36 ТК РФ как представители работников, так и представители работодателей имеют право проявить инициативу по проведению коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения.
Представители стороны, получившей предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
Кому выгодны отраслевые соглашения и обязательно ли их подписывать?
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
«О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 87-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 19.07.2018 N 207-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»
-
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
-
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О несостоятельности (банкротстве)»
-
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О негосударственных пенсионных фондах»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 315-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации»
-
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 304-ФЗ
«О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О муниципальной службе в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)
«О банках и банковской деятельности»
-
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Что является неисполнением обязательств по договору по ГК РФ
В случае если одна сторона по договору не исполняет свои обязательства, исполняет их ненадлежащим образом или вообще отказывается от исполнения этих обязательств, она обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки.
В связи с вышеизложенным, предлагаем пример мотивированного письменного отказа присоединиться к Соглашению с протоколом консультации с трудовым коллективом.
ТК РФ предусмотрен порядок заключения трехсторонних соглашений исключительно на федеральном уровне, который не может распространяться на отраслевые соглашения, заключённые на региональном уровне, основан на неправильном токовании закона.
Мотивировочную часть отказа можно скорректировать на основе собственного мнения, а также иных обоснований несостоятельности Соглашения, представленных в открытых источниках, например, письма НП «СРОО «Экспертный совет».
Если такое предложение [о присоединении к соглашению] не было опубликовано, действие соглашения не может считаться распространенным на работодателей и работников, не участвовавших в его заключении.
Общие правила ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению отраслевого соглашения установлены Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Новосибирской области «О социальном партнерстве в Новосибирской области» (в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 N 106-ОЗ).
Заявление об отсутствии выплат работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания
Кто может обратиться с заявлением:
- Вы работаете в организации социального обслуживания:
- стационарной организации социального обслуживания,
- стационарном отделении, созданном не в стационарной организации социального обслуживания,
- в муниципальной организации, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме,
- Вы работали в смене длительностью не менее 14 календарных дней при условии постоянного проживания в организации, и при этом Вам отказали в выплате стимулирующего характера?
Код важнее деятельности
Работодатели, не желающие брать на себя повышенные обязательства, вправе в течение 30 дней со дня официального опубликования документа направить в трудовое ведомство отказное письмо. Однако такой демарш в нынешних условиях может обернуться для «инакомыслящих» неприятностями.
Но избежать выполнения условий соглашения работодатель всё же может, поскольку предприятие относят к соответствующей отрасли по основному коду ОКВЭД, внесённому в ЕГРЮЛ. Никакого реального контроля за его соответствием действительности нет, ответственности за это законодательство не предусматривает. То есть, поменяв код ОКВЭД (через интернет это можно сделать бесплатно и всего за день), работодатель может на формально законных основаниях уклониться от исполнения соглашений.
Исключительно на закреплённых в государственном реестре кодах ОКВЭД основаны и судебные решения. Так, уволенный по сокращению штата юрисконсульт АО «Ижевские электрические сети» Игорь Смирнов просил выплатить дополнительное пособие, предусмотренное отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве. Отклоняя это требование, суд констатировал, что предприятие финансово-хозяйственную деятельность, связанную с ЖКХ, не осуществляет.
Работодателю об отраслевых соглашениях
Получается, если организация не входит в объединение работодателей или не уполномочивала другую организацию представлять ее интересы, то соглашение на нее не распространяется. Однако есть некоторые соглашения, условия которых необходимо соблюдать всем работодателям. Это отраслевые соглашения, подписанные на федеральном уровне, в отношении которых действует особая процедура их распространения, регламентированная в ст. 48 ТК РФ.
Речь здесь идет о соглашениях, устанавливающих обязанности в сфере труда для работодателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации в соответствующей отрасли.
Напомним, что в отраслевых (межотраслевых) соглашениях прописываются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (ч. 8 ст. 45 ТК РФ). Данные соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ). По отраслевым соглашениям, выдвинутым на федеральном уровне, органы государственной власти вправе предложить работодателям присоединиться, а те вправе отказаться. Рассмотрим процедуру опубликования и присоединения к указанным соглашениям…
- Свежие
- Посещаемые
В случае возникновения конфликта сторон, вам нужно быть подготовленным и знать алгоритм действий, ведь сразу обращаться в суд будет ошибкой для любой стороны спора. Итак, запомните, ваши действия в случае, если вторая сторона не исполняет обязательства по договору:
- Процедура медиации – заключается в том, чтобы мирно урегулировать конфликт между лицами. Необходимо попробовать дозвонится и написать второй стороне предложение, которое по вашему мнению устроит обе стороны. Если же вы уже имели пункты об урегулировании конфликта до суда, то стоит соблюдать порядок, а именно, нужно направить другой стороне письмо с изложенными в нем требованиями о соблюдении оговоренных обязательств.
- Претензия – данный документ направляется в случае, когда вторая сторона избегает встреч и звонков и вообще не выходит на связь. В претензии необходимо отметить: реквизиты организации взыскателя и должника, ссылку на заключенный между фирмами договор, указание на штрафные санкции по договору (ведь сама цель претензии напугать недобросовестную сторону), дату и подпись лица имеющего полномочия на подачу данного документа. Также данный документ будет необходим для суда, он будет подтверждать, что вы пытались мирно урегулировать конфликт. Помимо претензии необходимо доказать, что она была направлена по адресу второй стороны. Такими доказательствами будет являться почтовая квитанция.
- Обращение с иском в суд. Если же ответ на претензию не будет удовлетворительным, то понадобится помощь профессионального юриста, который составит гражданский иск с обозначением спорного предмета. Кстати, он может и предоставить образец искового заявления в суд о невыполнении условий договора. Соберите весь комплект документов, в который будет входить: исковое заявление; претензия с почтовой квитанцией; госпошлина; доказательства договорных отношений со второй стороной. Для составления иска вам точно потребуется грамотный юрист, в случае если вы не хотите краснеть перед судьей за иск, скаченный из интернета.
В итоге рассмотрения дела, сутью которого является неисполнение обязательств в гражданском праве, будет вынесено судебное решение. И если сделать все правильно – решение будет в Вашу пользу.
Физические лица и компании заключают между собой различные виды договоров и с момента их заключения перед ними возникают различные обязательства, которые они должны выполнить во исполнение договора. Возникают ситуации, когда стороны не исполняют свои обязательства по договору по разным причинам, они могут быть как уважительными, так и не уважительными.
Уважительными причинами неисполнения обязательств по договору являются:
- Стихийные бедствия (ураган, буря, цунами и т.д.), военные положения, изменения законодательства и другие чрезвычайные ситуации, в силу которых исполнение обязательств по договору невозможно. О таких обстоятельствах должны знать и государственные органы, поэтому законодательство предусматривает отправлять уведомления от определенных государственных структур другой стороне договора. Порядок отправления уведомления может быть прописан в самом заключаемом договоре.
- Смерть или тяжелое болезненное состояние (например, вывих ноги или руки, затяжная болезнь) одной из сторон договора, в силу которой исполнение договора не предоставляется возможным. В этом случае, сторона может предоставить справку из медицинского учреждения либо из другой организации, где проводится лечение, либо иной другой документ подтверждающий состояние стороны.
- Имущество и иные вещи находятся в аресте, под залогом либо в уголовном розыске. В случае, если одна из сторон узнает об этом, то она может потребовать расторжение договора и, например, не перечислять денежные средства по договору за определенную вещь, в зависимости какой договор заключается между сторонами.
Основанием для неисполнения договора могут быть вышеуказанные выше причины, так и другие обстоятельства. В зависимости от того с кем заключается договор ( с физ. лицом или организацией) и по поводу чего заключается, могут возникнуть различные обстоятельства. В ходе исполнения договора стороны могут выявить какие-либо недостатки в самом дог��воре либо в положении лица (организации). Между сторонами могут возникнуть разногласия по поводу пунктов договора, в последствии чего одна из сторон может требовать его расторжения. Стороны также могут узнать обстоятельства, которые стали известны после заключения договора, например (уголовное преследование, либо в отношении лица вынесли приговор, что имеет значение по исполнению договора, либо организация прекратила свою деятельность о чём внесена отметка в ЕГРЮЛ и т. д.).
Оснований может быть несколько в зависимости от ситуации, но просто взять и не исполнить обязательства по договору нельзя, на это должны быть весомые причины. Основания неисполнения должны быть все подтверждены как уважительные, так и не уважительные. В ходе невыполнения договора могут и возникнуть ситуации когда потребует помощь в суде и придётся подтверждать основания и причины неисполнения договора для успешного выигрыша.
В случае невыполнения обязательств, предусмотренных договором для лица может наступить различная ответственность, которую он должен понести. Ответственность может быть предусмотрена в следующем виде:
- Неустойка за неисполнение договора. При заключении договора в нём может быть предусмотрен пункт о неустойке в случае невыполнения своих обязательств, даже если пункт отсутствует, то само законодательство предусматривает взыскание неустойки со стороны, например, которая во время не оплатило полученный товар.
- Убытки. Если обязательства по договору были не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, то сторона может требовать от другой стороны возмещения убытков, которые она понесла в связи с неисполнением договора. Убытки возмещаются в виде разницы за аналогичные работы, услуги, товары.
- Расторжение договора при неисполнении обязательств. При неисполнении обязательств по договору, сторона может расторгнуть договор, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке. При расторжении договора у стороны должны быть основания неисполнения договора, чтобы она могла на них ссылаться, в случае, если другая сторона будет предъявлять требования.
- Потери. Одна из сторон от неисполнения договора другой стороной может понести различные потери, например, имущественные. Соглашение об возмещении потерь обычно заключается между сторонами, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Потери сторона должна возместить обязательно.
- Иная ответственность. Иная ответственность может быть и уголовной, например, когда лицо в силу исполнения обязательств по договору, подсунуло другой стороне поддельные документы (например, платежное поручение или квитанцию об оплате) либо краденное имущество, то тут может быть заведено уголовное дело по мошенничеству.
- Неисполнение обязанностей по договору может повлечь различные последствия, например обращение в суд другой стороной, поэтому лучше свои обязанности исполнять надлежащим образом, а в случае, если возникли проблемы, попробовать договорить между собой, прийти к соглашению.