Нормы парковки автомобилей возле жилых домов 2024 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы парковки автомобилей возле жилых домов 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Штраф за стоянку на тротуаре – 3 тыс. рублей в Москве и Санкт-Петербурге, 1 тыс. в регионах России. Водитель, припарковавшийся на газоне или ином зеленом насаждении, заплатит до 5000 руб. За стоянку под окнами инспектор вправе взыскать 1000 руб.

Постоянная парковка рядом с домом

Современные многоквартирные дома зачастую сразу снабжены парковками, как подземными, так и расположенными на придомовой территории (грубо говоря, во дворе). Это имущество принадлежит всем собственникам, и каждый имеет право пользоваться им.

Распределение машиномест может быть решено на общем собрании жильцов. Новые жильцы (купившие квартиру, снявшие жилье) могут столкнуться с тем, что им откажут в пользовании парковкой на том основании, что мест нет. Однако важно знать, что у всех равные права на пользование общедомовым имуществом. Если вам кажется, что вас несправедливо лишают возможности парковать свой автомобиль, инициируйте общее собрание жильцов и поднимите вопрос о перераспределении парковочных мест или расширении стоянки. Кстати, формальности, связанные с созданием или увеличением площади парковки, не столь незначительны, как может показаться.

Штрафные санкции за неправильное размещение авто

Во дворе дома можно часто наблюдать, как машина располагается на газоне. В Кодексе об административных правонарушениях не предусматривается наказание за парковку в этом месте. Однако в региональных актах отражены меры ответственности за указанное деяние.

К примеру, в Санкт-Петербурге владельцы транспортных средств платят штраф за неправильно припаркованный авто в размере от 3000 до 5000 рублей. Сведения об установленных мерах наказания по субъектам отражены на информационном стенде в администрации конкретного муниципалитета.

Если гражданин наблюдает такое нарушение со стороны своего соседа, можно зафиксировать этот факт при использовании фото или видео камеры, после чего передать представителям местных органов. Кроме того, можно позвонить на номер администрации и сообщить, что во дворе жилых домов водитель неправильно припарковал авто.

Требования закона о парковках во дворах жилых домов

В соответствии с действующими законодательными и нормативными актами установлен ряд запретов относительно парковки во дворах жилых домов. В том числе нельзя:

  • оставлять транспортное средство с работающим двигателем;
  • оставлять на стоянку грузовые автомобили грузоподъемностью свыше 3,5 тонн;
  • ставить автомобиль так, чтобы им перекрывался проезд другим транспортным средствам и спецтранспорту;
  • парковать авто на тротуаре, детской или спортивной площадке, газоне или клумбе;
  • ставить автомобиль на расстоянии менее 10 метров от служебных входов и выходов, ворот, гаражей;
  • располагать авто рядом с мусорными контейнерами;
  • парковаться под окнами квартир.

Штраф за парковку у подъезда жилого дома

Большинство дворов в нашей стране не имеют достаточного количества парковочных мест, чтобы обеспечить размещение всего транспорта жильцов. Часто дефицит достигает более 50 %. Каждый жилец МКД имеет право ставить свое авто во дворе, однако далеко не всем хватает парковочных мест. В результате можно видеть автомобили, припаркованные на тротуарах, газонах, детских площадках. Часто они перекрывают проход пешеходам, затрудняют проезд других автомобилей и специального транспорта. Нужно учитывать, что все это административные нарушения, которые влекут наложение штрафа. Основные штрафы за парковку у дома и другие санкции за нарушения, связанные со стоянкой транспорта во дворах МКД:

  • остановка грузового автомобиля грузоподъемность свыше 3,5 тонн — от 1500 до 3000 рублей;
  • остановка машины на специальном парковочном месте для инвалидов — до 5000 рублей и эвакуация ТС;
  • размещение ТС на тротуаре с перекрытием прохода для пешеходов, если остается свободная ширина менее 2 м — 2000 рублей с эвакуацией;
  • продолжительная стоянка ТС рядом с мусорными контейнерами — от 2000 до 5000 рублей;
  • размещение авто на клумбах или газонах — от 3000 до 5000 рублей;
  • перекрытие прохода пешеходам или проезда другим транспортным средствам — от 2000 до 3000 рублей;
  • неправомерное устройство собственного парковочного места — до 5000 рублей.

Особенности парковки в многоэтажных домах

Многоэтажные дома имеют свои особенности, которые важно учитывать при парковке автомобилей. Во-первых, необходимо соблюдать дистанцию между припаркованными машинами, чтобы обеспечить свободный проход для других водителей и экстренных служб. В случае возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации, доступ спасателям должен быть свободным и без препятствий.

Во-вторых, важно учитывать ограничения по высоте и ширине при парковке автомобилей возле многоэтажных домов. Многие паркинги имеют ограничения по высоте, чтобы исключить возможность повреждения строения или оборудования при проезде автомобиля. Также следует учитывать ширину проездов и между автомобилями, чтобы избежать травмирования пассажиров при открывании дверей или даже возможности столкновения.

Кроме того, парковка возле многоэтажных домов требует соблюдения правил этикета. Не следует занимать места, предназначенные для инвалидов или места с ограниченной доступностью. Также не рекомендуется парковать автомобиль на проездах, тротуарах или газонах, так как это может привести к нарушению дорожной инфраструктуры и создать неудобства для пешеходов и других водителей.

Можно ли самим организовать парковку

Жильцы многоквартирного дома могут договориться и организовать парковку на придомовой территории.

Придомовая территория — это участок, прилегающий к дому. Права на него в равной степени принадлежат всем собственникам, согласно ст. 36 ЖК РФ . Они же платят за обслуживание территории.

Сумму можно посмотреть в ежемесячной квитанции.

Границы участка указаны в кадастровом или техническом паспорте. Его можно запросить в Росреестре .

Для новостроек такой информации нет. Сначала участок нужно оформить в собственность (приватизировать). Некоторые старые дома тоже не имеют своего участка — по факту прилегающая территория есть, но ей владеет (и обслуживает ее) муниципалитет.

Территорию приватизируют по решению жильцов (нужно собрать 51% голосов). После этого обслуживание ляжет на домовой комитет, ЖСК или ТСЖ, а у жильцов в квитанциях появятся новая строка и новые права.

На приватизированной придомовой территории вы вправе устроить парковку. Но с ограничениями.

Например, пожертвовать газоном или детской площадкой можно только с одобрения администрации — а получить его будет непросто. Если парковка нарушает права жильцов соседних домов, вмешаются городские власти.

Важно помнить: наземная придомовая стоянка — по определению общая. Оставить конкретное парковочное место за собой нельзя.

Другое дело — подземные паркинги в крупных ЖК, где парковочные места закрепляются за собственником. Если соберетесь переезжать, включите паркинг в список приоритетов.

Читайте также:  Прекращение выплаты пенсии по инвалидности закон

В некоторых дворах огораживают самые удобные места, ставят блокираторы, пишут номера машин на асфальте. Это противоречит ст. 36 ЖК РФ о праве собственности на общее имущество.

Теоретически есть способ приватизировать парковочное место ( ст. 46 ЖК РФ ). Нужно получить согласие 2/3 собственников квартир и нежилых помещений, расположенных в доме (магазинов, парикмахерских, кафе). Правда, они могут отозвать разрешение в любой момент.

При этом можно огородить общую стоянку, поставить ворота или шлагбаум, который будет открываться с брелока, повесить камеры. Разрешено даже сделать парковку платной для гостей, а доход тратить на обслуживание дома или гасить им часть квартплаты. Главное — решать большинством голосов и согласовывать проекты с городскими властями.

Как организовать парковку рядом с домом

Первым делом необходимо организовать собрание собственников, на котором будет решаться вопрос о создании парковки.

За организацию парковки и установку ограждающих устройств должны проголосовать не менее 2/3 от общего числа голосов собственников. Только при наличии такого количества голосов вопрос считается решенным положительно, это надо зафиксировать в протоколе. Важно!

Если проигнорировать требование заручиться согласием жильцов и начать строительство без него, решение об организации парковки может быть признано недействительным.

Следующий этап — составление проекта. В нем обязательно должны быть отражены следующие важные данные:

  • План территории.
  • План движения транспортных средств, места въезда и выезда.
  • Расположение ограничителей движения.
  • Тип покрытия.
  • План разметки.
  • Места установки специальных знаков и освещения — если это необходимо.

Лучше обратиться в специализированную компанию для составления такого проекта, чтобы не было претензий к его оформлению.

Дальше требуется получить разрешения. Для организации парковки необходимо обратиться в органы местного самоуправления, ГИБДД и органы градостроения и архитектуры. Последние две инстанции можно обойти, но лучше все же заручиться их поддержкой, особенно если планируете в дальнейшем устанавливать специальные знаки (типа «Пешеходная зона» или для ограничения скорости).

А вот кого нельзя обойти вниманием перед установкой ограждающих устройств (шлагбаумов и т.п.), так это пожарную инспекцию, поскольку должны быть соблюдены требования к проезду пожарной техники во двор жилого дома.

Итого, для парковки понадобятся следующие документы:

  • Протокол общего собрания собственников.
  • Справка о размерах и расположении участка, стоящего на кадастровом учете — обратите внимание, это тоже значимый фактор, участок должен не просто стоять на учете, но и относиться к конкретному дому.
  • Разрешение от органа местного самоуправления.
  • Проект парковки.

Важно! Если домом заведует управляющая компания, организационные моменты она может взять на себя. Но от жильцов все равно требуется организовать собрание и составить протокол, в котором было бы указано, что как минимум 2/3 собственников согласно на парковку.

Сроки ответа органов местного самоуправления о согласовании или об отказе в согласовании устанавливаются в местных нормативных актах, но как правило не превышают 30 дней.

А самый финальный этап — собственно организация парковки: уборка, ремонт, добавление нужных элементов (асфальт, ограничительные столбики, и так далее). Этим может заниматься УК, могут подрядчики, в том числе, нанятые напрямую жильцами. Средства на оплату их работы собираются силами жильцов, обычно скидываются все, кто будет пользоваться парковкой.

Помимо вышеупомянутых законов и кодексов, существуют также основные документы для водителей, то есть правила дорожного движения. В дворах по-прежнему запрещено парковать грузовики с максимальной разрешенной массой более 3,5 тонн. Об этом говорится в разделе 17.2 Правил дорожного движения.

Читайте также:  Порядок установления инвалидности в 2024 году

Но обратите внимание на два важных тонких оттенка этого правила.

  • В нем говорится о стоянке — то есть остановке более чем на пять минут — и, кроме того, стоянка более пяти минут не считается стоянкой, если она связана с погрузкой/выгрузкой или приемом/посадкой пассажиров.
  • Если есть разметка, позволяющая грузовикам парковаться во дворе, запрет больше не действует.

Можно ли прогревать двигатель возле домов в 2024 году?

Если это занимает меньше тех же пяти минут, то это можно сделать.

Здесь действует все тот же пункт 17.2 Правил. Он прямо запрещает стоянку с осветительными двигателями на каждом автомобиле и во дворе в жилых зонах.

Опять же, обратимся к определению парковки. Из него следует, что парковка — это стоянка более пяти минут. Поэтому, если вы успеваете прогреть двигатель в данный момент, то вы ничего не нарушаете. Если нет, то вас оштрафуют по статье 12.19 КоАП РФ на 500 рублей.

Другой вопрос — кем и как может быть зафиксирован тот факт, что вы простояли у двигателя более пяти минут? Местные власти не уполномочены выписывать такие штрафы. Инспекторы ГИБДД редко находят нарушения правил дорожного движения во дворах.

Также обратите внимание, что исключения касаются посадки/высадки пассажиров и/или груза или багажа.

Нормативы СП, СНиП и СанПиН

В сегодняшних реалиях расстояние от автостоянки до дома диктуется следующими нормами и правилами:

  1. СП 42.13330.2011 является переработанной редакцией одноименного СНиП. Определяет необходимое расстояние от дома до стоянки, расстояние до места выезда или кратковременного размещения автомобилей от зон отдыха жителей района, предусмотренных типовыми планами застройки микрорайонов. Необходимое расстояние от мест общественного пользования до мест длительной или временной стоянки.
  2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, имеющая необходимую парковочную удаленность от окон домов для обеспечения здоровья жильцов и отсутствия значительного загрязнения атмосферного воздуха. Таблицы, составленные санитарными врачами, разрабатывались по требованию органов местного самоуправления, строительных комитетов, органов самоуправления в условиях плотной застройки с недостатком площади, расположением частных домов и многоэтажных домов.
  3. В 2004 г появились рекомендации, утвержденные Главным санитарным врачом РФ, Минздравом и ФС ЗПП. Они несколько раз пересматривались, последний раз в 2018 году. Новая редакция вступила в силу в 2019 году и включает в себя необходимость следить за развитием проектов и оборудования для всех типов автостоянок. Учитывают нормы обязательной пожарной безопасности, СанПиН, правильное оборудование путей подъезда к стоянке, необходимые расстояния до окон в непосредственной близости от объекта.

Оценка обеспеченности парковочными местами в ЖК

Для определения уровня обеспеченности парковочными местами в ЖК проводятся специальные расчеты и анализ. Основные параметры, учитываемые при оценке, включают:

1. Количество парковочных мест на количество квартир. Данный показатель позволяет определить, сколько мест в среднем приходится на одну квартиру в ЖК.
2. Типы парковочных мест. Различаются открытые, закрытые или наземные, подземные паркинги. Учитывается наличие мест для гостей и возможность приобретения дополнительных парковочных мест.
3. Доступность и удобство парковки. Рассматривается удаленность парковочных мест от жилых блоков, наличие подъездных путей, возможность маневрирования на территории ЖК.
4. Безопасность парковки. Учитывается наличие видеонаблюдения, охраны, освещения и других средств обеспечения безопасности на парковочных местах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *