Реадмиссия отличия от выдворения и депортации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реадмиссия отличия от выдворения и депортации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административное выдворение за пределы Российской Федерации – это процесс принудительного переведения иностранца или апатрида за пределы страны. Как правило это самостоятельный выезд из страны, который контролирует миграционная служба.

Порядок административного выдворения иностранных граждан из РФ — как происходит выдворение иностранцев из России

Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы РФ зависит от вида выдворения: мигрант покидает страну либо самостоятельно, либо под сопровождением миграционных органов.

В первом случае иностранный гражданин, которому суд предписал покинуть границы РФ, получает на руки соответствующее судебное решение о выдворении, после чего он обязан в течение пяти суток пересечь границу Российской Федерации. Факт его перемещения за пределы России фиксируют представители миграционной службы УВМ МВД.

Во втором случае, при принудительном выдворении, иностранного гражданина до границы сопровождает сотрудник миграционной службы. Такая мера принимается в случаях многократного нарушения закона, когда мигрант отказывается покинуть страну самостоятельно, либо когда он не может уехать из России по финансовым обстоятельствам. В таком случае затраты на выдворение на себя берет миграционный орган либо посольство того государства, откуда человек приехал в Россию.

Административное выдворение и запрет на въезд – ставят ли запрет на въезд после выдворения из РФ

После административного выдворения мигрант может получить запрет на въезд в РФ от ряда ведомств, таких как ГУВМ МВД, МВД, Министерство юстиции, ФСБ.

Данные службы могут предписать либо полный запрет на въезд в Россию, либо Постановление о нежелательности пребывания данного иностранца в стране.

Причин постановления одного из этих ограничений может быть множество. В основном это последствия нарушения российского законодательства.

Некоторые из возможных причин:

  • Превышение срока пребывания в России
  • Два и более правонарушения за один год
  • Фальсификация документов при въезде в страну

Внешняя нежелательная миграция является межгосударственной проблемой. Страны исхода ежедневно наводняют внешние границы Российской Федерации и других стран тысячами нелегалов, ищущих лучшей жизни. Потому проблемы нелегальной миграции могут быть решены лишь совместными усилиями заинтересованных государств. Одним из инструментов решения таких проблем является реадмиссия.

Реадмиссия – это один из вариантов высылки нелегалов. В этом случае обязательства по их принятию возлагаются на государство, с территории которого они нелегально прибыли в страну высылки.

Если рассматривать реадмиссию с точки зрения принимающей стороны, то это согласие государства принять нелегала обратно на свою территорию, с которой он в незаконном порядке попал на территорию высылающей страны. Простыми словами, реадмиссия – это право одного государства выслать нелегала на территорию приграничной страны его незаконного въезда, которая обязана, в свою очередь, его принять.

При применении реадмиссии гражданство нелегала не всегда имеет значение. Как правило, он может быть направлен лишь в ту страну, из которой он прибыл, – соответственно, принимающая сторона должна его принять независимо от гражданской принадлежности. Так как это невозможно выполнить без взаимодействия государств, правовое регулирование этого процесса осуществляется в соответствии с международными договорами. Подписание таких договоренностей – приоритет миграционной политики множества стран, в том числе России, ЕС, США.

Причины и основания применения реадмиссии

Внедрение реадмиссии и ее распространение как инструмента межгосударственной миграционной политики обусловлено рядом причин:

  • изначальной предпосылкой возникновения такого института стало стремление государств к организации процесса выявления и принудительного возвращения нелегалов в страны их постоянного проживания таким способом, чтобы обеспечить соблюдение основополагающих прав человека. Межгосударственное регулирование – гарантия их соблюдения;
  • позже, по мере ухудшения ситуации с миграцией в мире, она стала инструментом реализации национального миграционного законодательства и непосредственно защиты границ цивилизованных стран. Наиболее активное распространение она получила среди европейских стран, которые в настоящее время больше всех страдают от нелегальной миграции;
  • параллельно реадмиссию можно рассматривать как инструмент принуждения государства к более жесткому контролю своих границ. Например, соглашение об упрощенном порядке транзита в Калининградскую область было достигнуто между Литвой и Россией только после заключения соглашения о реадмиссии.

Что касается оснований применения этого инструмента, то они обычно оговариваются условиями двустороннего или международного договора. Формулировки в разных документах могут отличаться, но суть обычно одна и та же: реадмиссии подлежат лица, которые не соответствуют или перестали соответствовать правилам въезда из страны, условиям временного пребывания или проживания, установленным законодательством страны их въезда/пребывания/проживания.

Как уже сказано, конкретный порядок осуществления процедуры реадмиссии иностранного гражданина и лица без гражданства с территории РФ регулируется не только международными договорами, но и внутренним законодательством.

Так, в соответствии со ст. 32.2 ФЗ № 115 процедура включает следующие этапы и действия:

  1. Выявление лица, подлежащего реадмиссии. Такими полномочиями наделено лишь ГУВМ МВД (бывшая ФМС) и его территориальные органы на местах.
  2. Принятие решения по принудительному возвращению иностранца. В соответствии с приказом от МВД № 75, такое решение принимает лишь министр МВД, его заместители, начальник ГУВМ МВД и его заместители, министр МВД субъекта Федерации и его заместители, а также начальник УВМ УМВД в субъекте и его заместители.
  3. Подача в иностранное государство ходатайства о реадмиссии, получение ответа по нему.
  4. При необходимости – помещение иностранного гражданина в специализированное учреждение, где он может находиться без решения суда лишь на протяжении 8 часов, если больше – только по решению суда.
  5. Согласование вопроса передачи иностранца с пограничными органами.
  6. При необходимости – согласование транзита иммигранта через территорию третьей страны.
  7. Непосредственно передача через границу в место назначения и прием лица пограничниками второй стороны.

Обращаем внимание, что законодательство позволяет как обычную, так и ускоренную процедуру возвращения, но она должна быть предусмотрена международным договором. Это позволяет сократить сроки рассмотрения ходатайства, как правило, с обычных 30 суток до 2. Согласно п. 1.1 ст. 32.2 ФЗ № 115, ускоренная процедура применяется в случаях, когда человек задержан пограничниками в приграничной территории.

Процедура задержания и отправки из страны

Граждане, попадающие под реадмиссию, ставятся на учет. Их подвергают дактилоскопии и фотографируют. Процессом в различных государствах занимаются специальные ведомства. Их задача — вести учет иностранных лиц, заботиться о помещении для их проживания в нормальных условиях, если на то есть необходимость.

Дактилоскопия- обязательная процедура при постановке эмигранта на учет

Если подопечные службы нуждаются в какой-либо помощи, она должны быть им предоставлена. Это может быть обращение в суд, направление в консульство или медицинское учреждение.

Задержанные лица при изъявлении желания должны быть обеспечены следующим:

  • Возможностью ходатайствовать о предоставлении убежища.
  • Поддержкой адвоката.
  • Медпомощью.
  • Возможностью в установленном порядке подать заявление на апелляцию.

В исключительных случаях, когда установлена вероятность побега, граждане, подлежащие высылке в рамках реадмиссии, могут быть размещены в специализированных помещениях, находящихся в ведении ФМС. Это правило не распространяется на тех, кто попал в государство как жертва торговли людьми, несовершеннолетних, не имеющих сопровождения, и семей с детьми, не достигшими совершеннолетия, инвалидов и т. п.

Читайте также:  ЕДВ на третьего ребенка в 2024 году в Ростовской области

Перед осуществлением непосредственно процедуры реадмиссии оговаривается время и место, где она будет проведена. Пока иностранцы находятся на территории государства, за соблюдением их прав следят органы исполнительной власти.

Порядок административного выдворения иностранных граждан из РФ – как происходит выдворение иностранцев из России

Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы РФ зависит от вида выдворения: мигрант покидает страну либо самостоятельно, либо под сопровождением миграционных органов.

В первом случае иностранный гражданин, которому суд предписал покинуть границы РФ, получает на руки соответствующее судебное решение о выдворении, после чего он обязан в течение пяти суток пересечь границу Российской Федерации. Факт его перемещения за пределы России фиксируют представители миграционной службы УВМ МВД.

Во втором случае, при принудительном выдворении, иностранного гражданина до границы сопровождает сотрудник миграционной службы. Такая мера принимается в случаях многократного нарушения закона, когда мигрант отказывается покинуть страну самостоятельно, либо когда он не может уехать из России по финансовым обстоятельствам. В таком случае затраты на выдворение на себя берет миграционный орган либо посольство того государства, откуда человек приехал в Россию.

Последствия административного выдворения за пределы рф

Административное выдворение имеет для иностранного гражданина или апатрида очень серьезные последствия – вместе с выдворением лицо также подвергается запрету на въезд в РФ на срок от 3 до 10 лет.

Если был предписан запрет на въезд сроком на 5 и 10 лет, по истечению этого срока человек уже не может претендовать на гражданство России, ВНЖ и даже на разрешение на временное проживание.

Сроком на три года иностранцу запрещают въезд в случае пребывания на территории России в течение 4 месяцев, а также за привлечение по КоАП два или более раз за один год.

Причины для выдворения с запретом на 5 лет могут быть самыми разными. Среди них:

  • Непогашенная судимость в России или в другом государстве
  • Многократное уклонение от налогов
  • Предъявление фальшивых документов при въезде в страну
  • Превышение допустимого срока пребывания на территории РФ

Итак, теперь конкретно рассмотрим, чем отличается депортация от выдворения:

  1. В законодательстве РФ закреплено, что депортация – инструмент контроля и воздействия, выдворение – наказание.
  2. Депортация происходит по решению уполномоченного ФМС, полагаясь на единственное основание (отсутствие прав на проживание в данной стране). Выдворение осуществляется после судебного заседания относительно рассмотрения дела о нарушении, совершенном мигрантом.
  3. Депортация осуществляется в течение пяти суток, решение о выдворение – сразу после вынесения вердикта.
  4. Депортация можно обжаловать в суде в течение трех месяцев, на административное выдворение дается всего 10 дней.

Сроки для обжалования

В этом разделе рассмотрим, в чем разница депортации и административного выдворения с точки зрения сроков обжалования постановления о выселении иностранного гражданина из России. В обоих случаях это можно обжаловать: решение о выдворении обжалуется иском по подсудности, а решение о депортации – по подведомственности.

Для обжалования выдворения отводится 10 суток со дня вынесения обвинения. Важно успеть подать жалобу в десятидневный срок. В этом случае можно надеяться на продление срока обжалования, если судья увидит уважительную причину в иске. Следующий шаг после апелляции – кассационная жалоба. Ее подавать нужно сразу же после вынесения вердикта судом.

На обжалование депортации законом отводится трехмесячный срок после получения иностранцем уведомления.

Межгосударственные соглашения о реадмиссиии

Межгосударственные соглашения о реадмиссии, подписанные Россией, являются единственным основанием, по которому допустимо принудительное возвращение иностранца в этом порядке. Параллельно они являются единственным источником межгосударственного правового регулирования взаимоотношений в этой сфере.

Читайте также:  Налог с продажи земельного участка в 2024 году для физических лиц в собственности менее 3 лет

Такими соглашениями устанавливаются:

  • взаимные обязательства стран друг перед другом в рамках реадмиссии;
  • порядок предоставления доказательств наличия основания для принудительного возвращения, в частности порядок представления документов;
  • порядок и сроки подачи соответствующих ходатайств, сроки предоставления решения по ним, в том числе по упрощенной процедуре;
  • порядок отклонения ходатайств;
  • условия передачи и виды транспорта, порядок и процедура транзита, порядок несения расходов по реадмиссии, порядок разрешения межгосударственных споров и так далее.

Для наиболее полного урегулирования вопросов, связанных с реализацией подписанных договоров, страны также подписывают исполнительный протокол к соглашению о реадмиссии.

Такой протокол, как правило, содержит:

  • перечень органов и служб от каждой из стран, компетентных рассматривать вопросы реадмиссии;
  • полный перечень документов, доказывающих наличие оснований для возвращения гражданина;
  • необходимость и порядок проведения собеседования с иностранцем;
  • перечень данных в запросе на возврат иностранца;
  • сопровождающие лица, порядок прохождения реадмиссии, язык, порядок несения расходов и прочие вопросы.

Еще раз напоминаем, что указанные соглашения и протоколы к ним являются основным источником правового регулирования отношений по принудительному возврату граждан. И именно они могут устанавливать те или иные особенности.

Как проходит процесс высылки

На первом этапе процесса реадмиссии подается ходатайство о том, что некими гражданами нарушается миграционный режим, в результате государство просит принять их. Далее, осуществляется обработка документации. Все лица, подлежащие высылке, разделяются на две категории:

  1. Иностранцы для принимающей стороны.
  2. Граждане принимающей стороны.

В обоих случаях должно быть документальное подтверждение того, что по закону высылающей стороны гражданин является нарушителем миграционного режима.

В отношении иностранных граждан нужны доказательства, что они прибыли именно с территорий, куда их намерены возвратить.

В завершении процесса будет либо согласие на прием лиц, входящих в список, либо отказ. Во втором случае гражданина нельзя выслать.

Для реадмиссии подходят следующие обстоятельства:

  • Трудоустройство, противоречащее законодательству.
  • Подделка документов.
  • Незаконное пересечение границы и т. п.

Виды принудительного возвращения в страну проживания

Возобновление означает возврат, оно делится на виды:

  • Административное выдворение. Этот процесс является наказанием для мигрантов, нарушивших закон во время пребывания на территории другой страны. Это своего рода мера административной ответственности за правонарушение. В России это положение регулируется Кодексом об административных правонарушениях, процедура принуждения и контролируемого перемещения лиц за пределы государственной границы. Добровольная депортация также может быть осуществлена, но осуществление происходит только под контролем соответствующих органов. Решение о депортации может быть принято органами пограничного контроля, а также судом.
  • Депортация. Определение этого термина означает принудительное выдворение иностранного гражданина с территории государства за нарушение или прекращение законных оснований пребывания в этой стране. Решение о выдворении принимается территориальным органом миграционной службы.

Реадмиссия иностранного гражданина аналогична вышеуказанным условиям, но имеет отличия. Процедура имеет ряд оснований, которые имеют решающее значение при оглашении решения.

Причины отказа в подписании договора

Но часто у страны, пытающейся депортировать иностранных граждан, нарушивших правила миграции по условиям реадмиссии, возникают проблемы. Многие правительства намеренно не подписывают такое соглашение, чтобы искусственно увеличить численность своей диаспоры на территории другого государства.

Такие государства могут отказать своим гражданам (или иностранным гражданам, являющимся транзитными мигрантами) в выдаче временного паспорта или свидетельства на возвращение. Без этих документов нарушители миграционного режима не могут вернуться на родину, а потому происходит своего рода правовой коллапс.

Но в любом случае большинство развитых стран положительно относятся к такой практике в гражданском судопроизводстве, особенно в странах ЕС. Соблюдение соглашения о реадмиссии является одним из основных требований для стран Евросоюза.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *