Для чего нужна независимая экспертиза после ДТП в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для чего нужна независимая экспертиза после ДТП в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проведение такой экспертизы может занять несколько дней. Зачастую работа длится от трёх до восьми суток. Итоговая продолжительность зависит от размера полученного ущерба. В финале обратившемуся человеку должны предоставить экспертное заключение. В этом документе отражены все детали осмотра и результаты повторной калькуляции.
Как долго идет процесс оценки с экспертом?
Далее этот документ необходимо предоставить в страховую компанию. У страховщика будет 10 суток, чтобы вынести свое решение. В СК могут согласиться с решением нанятого эксперта, а могут и отказать вам (при этом им потребуется подготовить мотивированный отказ). В первом случае потерпевшему выплатят остаток суммы или снова отправят его транспорт на СТОА для ремонта. Если же он столкнулся со вторым вариантом – не все потеряно. Отстоять свою правоту можно у финансового омбудсмена. А если финансовый уполномоченный встанет на сторону страховщика, можно смело переходить к судебному разбирательству.
Сроки проведения независимой оценки авто после аварии
Согласно действующему законодательству обязательная оценка повреждений осуществляется СК в течения пяти рабочих дней. Если страховщик проводит экспертизу дольше, то вы можете самостоятельно обратиться к независимым экспертам, передав им заключение страховой компании. Обычно независимая оценка длится не более 10 дней.
Если вы приняли решение осуществить независимую оценку, то необходимо пригласить для ее участия всех заинтересованных лиц, путем извещения по почте. Если все участники ДТП живут в одном населенном пункте, то вы должны уведомить их за 3 дня до проведения оценочных работ, а при проживании в разных городах уведомление им должно поступить не менее чем за 6 дней до начала экспертизы.
Инструкция проведения независимой экспертизы после ДТП
Рассмотрим более подробно инструкцию проведения независимой экспертизы после аварии:
- На первом этапе следует выбрать оценочную организацию. К ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Для начала нужно собрать максимальное количество информации о ней. Эти данные можно поискать на автомобильных форумах, посмотреть в рейтинге, изучить отзывы в интернете, узнать мнение от знакомых, уточнить сведения при личном обращении в офис компании. После сбора и анализа всей полученной информации можно составлять договор, но только после ознакомления с его образцом.
- На втором этапе необходимо произвести оплату услуги. Если вы являетесь частным лицом, то экспертиза оплачивается наличными в организации или через банк с комиссией. Вам выдается квитанция, доказывающая внесение средств в кассу. Если вы являетесь ИП или представителем какой-либо фирмы, то вам направляется счет на оплату для перечисления средств со счета в банке.
- На третьем этапе следует определить место и время осуществления осмотра машины. Этот момент обсуждается напрямую между вами и экспертом. Как правило, оценочные работы осуществляют в автосалоне, где имеются все необходимые условия для их проведения.
- На четвертом этапе следует оповестить всех участников дорожно-транспортного происшествия и СК о проведении независимой оценки. Это нужно, если:
- обнаружены скрытые недостатки, не выявленные при первом осмотре страховщиком;
- компенсационные выплаты составляют меньше, чем цена ремонтных работ по факту;
- виновное лицо не осталось на месте аварии;
- на место ДТП не были вызваны инспекторы ГИБДД.
Вам не могут отказать в возмещении компенсационных выплат, даже если виновное лицо не получило уведомление о проведении независимой оценки.
- На пятом этапе оценщик должен ознакомиться с документами, составленными инспекторами ГИБДД при выезде на место аварии. После этого он обязан сделать фотографии аварийного ТС со всевозможных ракурсов, уделяя внимание участкам повреждения. Эксперт обязательно должен сфотографировать пробег и номер кузовной части машины. После проведения осмотра он обязан составить акт, который позволит в дальнейшем сделать все необходимые расчеты.
- На предпоследнем, шестом этапе следует дождаться расчетов, которые проводятся через специальные компьютерные программы. В них эксперты вносят сведения об авто, его комплектацию и дополнительные опции. Затем осуществляется расчет ремонтных работ и их цена. В некоторых случаях восстановительный ремонт по полису ОСАГО довольно сильно отличаются по цене ремонта по автостраховке КАСКО. Это объясняется тем, что при обязательном страховании стоимость запчастей и работ берется из РСА, а при расчетах по КАСКО — из прайс-листа официальных дилеров.
- На заключительном этапе принимаются результаты осмотра и расчетов. Расчеты предоставляются оценочной организацией в виде отчета, который представляет собой мнение эксперта. В нем содержится оценка уровня повреждений авто, причины их появления, техника и масштаб требуемого ремонта, процесс расчета цены работ, размер причиненных убытков, сумма возмещения за восстановление.
Как будут оценивать ущерб
Для оценки технического состояния машины, в соответствии с законодательством, назначается автотехническая экспертиза. В перечень работ входят: процедуры, которые устанавливают видимые и скрытые повреждения, причины ДТП, экспертиза дорожных условий и т.д. После проведения этих работ восстанавливается целостная картина, на основе которой и делаются выводы по всем спорным вопросам и сумме компенсации.
При проведении оценки ущерба, в первую очередь специалисты должны убедиться в исправности всех узлов и механизмов машины до ДТП, чтобы быть уверенными, что к аварии привела не поломка. Кроме того, прежде, чем приступить к ремонту, эксперты должны провести грамотную дефектовку повреждений кузова.
Для того, чтобы выбрать определённые виды ремонта для конкретных деталей, сотрудники СТО, а также сами независимые эксперты используют различное программное обеспечение (например, БД автомобильных деталей с подробными рекомендациями производителей по их ремонту).
Во время определения степени повреждений автомобиль загоняют на специальный стенд, на котором проводят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске. Специалисты также работают с геометрией кузова, сравнивая все зазоры и щели с соответствующей базой данных, используют приборы, которые помогают определить сколы и царапины, измеряя толщину покраски.
Итак, что требуется для оценки повреждений автомобиля:
- Обратиться в страховую, договориться о времени и месте осмотра машины
- Предоставить автомобиль в назначенное время
- В случае несогласия с результатами осмотра специалистом от страховой обратиться к независимым экспертам.
- Предоставить независимому специалисту свой паспорт, паспорт и свидетельство о регистрации на ТС, справку из ГИБДД и акт осмотра автомобиля предыдущим экспертом (если осмотр проводился).
Как же возместить ущерб после дтп и зачем нужна независимая экспертиза автомобиля?
Постановление Конституционного Суда от 10.03.2017 года утвердило право пострадавшего по ОСАГО после получения страховой выплаты обратиться с гражданским иском в суд к виновнику дтп.
Другими словами, собственник разбитого автомобиля, получив рассчитанную по минимальную сумму компенсации, вправе провести независимую экспертизу ущерба своего имущества и предьявить свои требования к прямому ответчику по дтп.
В чем суть данного иска? Речь идёт о законном праве взыскания разницы ущерба, которую осуществил по Единой Методике ОСАГО страховщик и рассчитал независимый эксперт. Важно понимать, что право требования по гражданскому кодексу РФ предусматривает определение стоимости восстановительного ремонта авто по иным нормативным документам, которые учитывают реальные рыночные цены на ремонт, комплектующие детали и расходные материалы и могут полностью компенсировать все расходы пострадавшего. Кроме того, ст.15 ГК предусматривает полное возмещение убытков лицу, право которого было нарушено, то есть без учета износа на заменяемые запасные части. Независимая экспертиза, проведённая по утверждённой в 2019 году Министерством Юстиции Методике, позволяет нивелировать разницу между выплатой по ОСАГО и реальными затратами на ремонт автомобиля. Именно такой способ взыскания ущерба является на сегодняшний день наиболее оптимальным. Также у них нет никаких оснований для беспокойства, что после такой выплаты им «прилетит» досудебная претензия с независимой экспертизой для дальнейшего обращения в суд, поскольку все расчёты в рамках обращения по ОСАГО производятся по утверждённой Единой Методике, которая, как оказалась, совершенно не соответствует реальным рыночным расценкам на восстановление авто.
Методика оценки ущерба
Важно помнить, что до начала проведения независимой оценки автомобиля, должны соблюдаться определенные правила. С момента ДТП, до момента, как его начнет осматривать независимый специалист, техническое состояние должно оставаться прежним. Смотровые работы проводятся на улице при естественном освещении или в специально отведенных для этого местах. Специалист должен иметь документы, подтверждающие квалификацию для выполнения такого вида работ. Страховая фирма обязана принять результаты независимой оценки в любом случае, так как у нее нет запрета на ее проведение.
Чтобы оценить техническое состояние транспортного средства, проводится процедура автотехнического осмотра. По итогам этого мероприятия можно в полной мере восстановить ДТП, чтобы уточнить все разногласия по денежным выплатам.
В первую очередь проверяются все узлы и агрегаты, чтобы удостовериться, что причиной ДТП не стала их поломка, также происходит грамотная дефектовка кузовных повреждений. Для выбора подходящего ремонта определенной детали используются специальные компьютерные программы (базы данных автомобильных комплектующих).
Автомобиль устанавливают на определенный стенд для определения развал-схождения и дефектуют его ходовую часть. Ведутся работы по определению целостности формы кузова сравнивают все зазоры в соответствии с компьютерными данными, а также сверяются с приборами, которые показывают наличие сколов и царапин, путем измерения толщины лакокрасочного покрытия. Затем, применяя соответствующие инструменты, специалисты приступают к измерению материального ущерба, которое понесло ТС во время ДТП и оформляют соответствующее заключение.
Когда делать независимую экспертизу
Делать ее лучше после того, как вы стали знать сумму причиненного вреда и сразу после получения недостаточной выплаты.
Чтобы вам проще было понять, каким образом делается экспертиза, сопоставим порядок выплаты страховой с последующим ремонтом автомобиля и оспариванием выплаты, когда выплаченная сумма не является достаточной для восстановления ТС.
Итак, стандартный порядок получения выплаты выглядит так:
- страховой случай – ДТП,
- обращение потерпевшего в страховую компанию,
- осмотр ТС/калькуляция размера компенсации,
- выплата/направление на ремонт,
- восстановление ТС потерпевшим/сервисом от страховой при направлении на ремонт.
Порядок, при котором необходима независимая экспертиза:
- страховой случай – ДТП,
- обращение потерпевшего в страховую компанию,
- осмотр ТС/калькуляция размера компенсации,
- выплата/направление на ремонт, в это время потерпевшему становится понятно, что выплаченной суммы не хватает для ремонта,
- назначение независимой экспертизы, инициированное потерпевшим (поиск подходящей компании/оплата услуг), с приглашением представителя страховой,
- осуществление экспертизы/новая калькуляция размера вреда,
- досудебное требование на основе калькуляции независимой экспертизы,
- при отказе страховщика урегулировать спор в досудебном порядке – подача иска в суд,
- выигрыш суда, получение исполнительного листа для получения от страховой отсуженной суммы,
- еще одна выплата от страховой компании по суду (обычно это разница между выплаченным и оцененным независимой экспертизой, плюс «бонусы», про которые расскажем далее),
- восстановление ТС потерпевшим/сервисом от страховой при направлении на ремонт.
Законодательное регулирование экспертиз
Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.
Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.
Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.
Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.
Виды автотехнической экспертизы и их особенности
Несмотря на то, что экспертиза нацелена на одно (установление обстоятельств дела и его виновника), существует несколько видов указанных процедур, которые отличаются объектом исследования:
1. Экспертиза, направленная на выяснение обстоятельств аварии. В рамках данного расследования устанавливается:
1.1. Скорость автотраспорта перед столкновением и в момент происшествия.
1.2. Допустимый предел скоростного режима на том участке дороги, на котором случилось ДТП.
1.3. Расстояние тормозного пути.
1.4. Возможные варианты развития события и действия, которые могли предотвратить случившееся.
2. Экспертиза, определяющая техническое состояние автомобиля подозреваемого. Здесь рассматривается:
1. Наличие либо отсутствие неисправностей в автомашине из-за которых могло случиться ДТП.
2.2. Причины наличия таких неисправностей (некачественный ремонт, брак на производстве, безответственное обращение владельца с имуществом).
Например, данный вид проверки обстоятельств ситуации необходим в подобных ситуациях: водитель приобрел б/у автомобиль, после 5 лет эксплуатации совершилась поездка по трассе, где было разрешено двигаться со скоростью 100 км/ч. В этот момент у машины отказали тормоза, её вынесло на встречную полосу движения, где произошло столкновение на скорости больше 200 км/ч (при встречном движение и столкновении скорости обоих объектом складываются).
Чтобы прийти к заключению, что причиной аварии стали сломанные тормоза, необходимо проводить расследование технического состояния автомобиля.
3. Трасологическое исследование. Для проведения этого вида процедуры подробно изучается место ДТП и устанавливается:
3.1. Взаимное расположение всех участников ДТП относительно друг друга при ударе.
3.2. Траектория их движения перед и после столкновения.
3.3. Часть автомобиля, которой была повреждена другая машина.
4. Проверка дорожных условий в момент произошедшей ситуации. Данная экспертиза используется крайне редко и в её рамках рассматриваются:
4.1. Дорожные указатели, покрытие, разметка.
4.2. Факторы видимости.
5. Автотовароведческая процедура. Из составляющих частей названия: «авто» и «товароведческая» становится ясно, что речь идёт о ценовой политике произошедшего инцидента и устанавливается:
5.1. Стоимость ремонтных работ над автомобилем для устранения последствий столкновения.
5.2. Рыночная цена машины до ДТП.
5.3. Разница в цене между «было» и «стало» после аварии.
5.4. Стоимость оставшихся целыми остатков автотранспорта.
Необходимость конкретной экспертизы устанавливается в зависимости от индивидуальных обстоятельств дела.
Когда нужна независимая экспертиза
Сразу необходимо отметить, что экспертиза необходима не всем водителям, которые попали в аварию. Рассмотрим более детально, в каком случае автолюбители обращаются к эксперту за помощью.
- Отказ в выплате
Если страховая компания отказывает в выплате компенсации, то каждый пострадавший может обратиться в суд. Помимо претензий необходимо будет предоставить официальный документ, который отразит сумму ущерба. Для получения данного документа необходимо обратиться в офис независимой экспертизы и предоставить машину на осмотр.
- Занижена сумма
На практике многие страховые организации занижают сумму выплаты. В этом случае автолюбителю также необходимо обратиться в офис независимой экспертизы, после чего составить досудебную претензию и запросить у страховщика доплату. Если страховая компания делает отказ, то следует обращаться в суд с полным пакетом документов.
- У виновного нет ОСАГО
К сожалению, зачастую у виновной стороны нет действующего бланка ОСАГО, и он отказывается добровольно компенсировать расходы. В этом случае необходимо будет обратиться в суд. При себе необходимо иметь личные документы, претензию и акт оценки независимой экспертизы по ОСАГО.
Как происходит независимая экспертиза по шагам
Процедура проведения оценки по ОСАГО после ДТП простая и включает в себя несколько основных этапов.
Правила проведения независимой экспертизы авто после ДТП:
- Выбор компании. Делая выбор, стоит обратить внимание на наличии лицензии и стоимость. Также немаловажную роль играют сроки. На практике компании делают оценку от 3 до 7 дней, поскольку помимо визуальных повреждений могут быть скрытые.
- Визит к эксперту и предоставление необходимых документов. На данном этапе происходит заключение договора и консультирование по всем вопросам.
- Предоставление машины, с целью проведения осмотра. Важно учитывать, что необходимо предоставить чистый авто.
- Расчет стоимости. Это самая ответственная часть проведения независимой экспертизы авто, в результате которой составляется акт. В документе фиксируются повреждения и стоимость ремонтных работ.
- Определение степени износа. Как и при судебной экспертизе по ОСАГО, после осмотра определяется процент износа транспорта и его деталей. Данное требование закреплено на законодательном уровне.
- Расчет УТС. Далее уполномоченный сотрудник определяет величину утери товарной стоимости.
- Если машина не подлежит восстановлению, то дополнительно рассчитывается процент годных остатков.
- По итогам проверки авто передается владельцу с документами. Помимо авто собственник получает акты и договор, в котором указаны итоги проведения независимой экспертизы авто после аварии.
К кому обратиться за возмещением ущерба после ДТП?
Если гражданская ответственность виновника застрахована, то за возмещением ущерба от ДТП нужно обращаться к страховщику (своему или ответственного за вред лица).
Обращайтесь к виновнику за возмещением, если у него нет полиса ОСАГО или страхового возмещения недостаточно, а также если у вас нет договора добровольного страхования. В некоторых случаях обязанность возместить вред возложена законом не на причинителя, а на иное лицо, например, его работодателя (п. 1 ст. 1064, п. 1 ст. 1068, ст. 1072 ГК РФ, п. 6 ст. 4 Закона об ОСАГО).
Когда можно обратиться за возмещением в свою страховую компанию?
- поврежденное имущество было застраховано по договору добровольного страхования имущества и наступил страховой случай, предусмотренный договором страхования — причинение вреда в результате ДТП. В этом случае страховая компания обязана возместить ваши убытки в пределах страховой суммы;
- в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств вред причинен только им, а гражданская ответственность всех владельцев застрахована по ОСАГО. В этом случае предъявляйте требование о возмещении вреда в рамках прямого урегулирования убытков к страховой компании, которая выдала вам полис ОСАГО.
Когда можно обратиться за возмещением в страховую компанию виновника ДТП?
- вред причинен не транспортному средству, а иному имуществу, например, перевозимому грузу, элементам дорожного устройства (ограждениям, столбам, дорожным знакам), и это зафиксировано в документах полиции или в извещении о ДТП;
- не все владельцы транспортных средств, участвовавших в ДТП, имели действующий на момент ДТП полис ОСАГО;
- не было столкновения транспортных средств (произошло так называемое бесконтактное ДТП). Например, автомобиль врезался в дерево, уклоняясь от столкновения с другим автомобилем. Позиция о том, что в этом случае следует обращаться в страховую компанию причинителя вреда, встречается в судебной практике.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
Независимое исследование – гарантированный способ поймать страховую компанию на недоплате и полностью возместить ущерб из-за аварии. Но стоит учитывать сложившиеся обстоятельства, чтобы не выкинуть деньги на ветер, когда окажется, что компания всё верно рассчитала.
Если страхователь до конца уверен в выбранной им компании и проведенном ей расчете ущерба, то независимая оценка ему ни к чему. Страховые компании заинтересованы в удержании безубыточных клиентов, поэтому не станут обманывать. В таком случае экспертиза только потреплет бюджет и нервы, да к тому же сделает хорошую репутацию страховой компании, ведь предоставленный ей расчет оказался верен, что привлечет новых клиентов.
Если ранее компания замечалась в подозрительных махинациях или же у страхователя закрадываются серьёзные сомнения в честности выплаты ущерба, то обратиться к независимым экспертам является правильным решением. Так никто не окажется обманутым и не придется добавлять недостающую сумму на починку авто.
Привлекать независимых экспертов или нет – выбор автомобилиста, на который может повлиять его индивидуальная ситуация, поэтому важно обращать внимание на все аспекты ДТП и учитывать репутацию страховой компании.
Для чего нужна независимая экспертиза автомобиля после ДТП?
Необходимость приглашения независимого эксперта по авто после ДТП может вызываться следующими причинами:
- для оценки суммы восстановления машины – эта ситуация возникает чаще всего. Поскольку законодательство, регулирующее вопросы автострахования, предусматривает возмещение пострадавшему ущерба при ДТП, независимые эксперты могут привлекаться упомянутым лицом в случае его несогласия с суммой компенсации страховщика. В другом случае – виновником происшествия, если претензии имеются у него (когда сумма ущерба превышает страховые выплаты);
- чтобы установить причину аварии, при наличии расхождений в свидетельствах ее участников, может проводиться трасологическое исследование. С его помощью можно достоверно установить, где находились автомобили, а также траекторию и характер их движения до столкновения, не вносились ли изменения в расположение машин после аварии, а также удастся выявить водителя, виновного в происшествии;
- в некоторых ситуациях требуется установить наличие технических возможностей предупреждения аварии. Возможный пример: произошел наезд на пешехода, и водителю требуется доказать, что происшествие случилось по причине неисправности авто, допущенной заводом-изготовителем, некачественного ремонта или обслуживания в сервисном пункте, либо наличия брака в запчасти. Такой вид экспертизы проводится реже двух указанных выше.