Переплата: фундаментальное заблуждение налоговиков или хитрая уловка?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переплата: фундаментальное заблуждение налоговиков или хитрая уловка?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если организация по результатам выездной проверки узнала, что она не должна была платить налог или должна была его платить в меньшем размере, то именно с этой даты должен исчисляться срок на обращение в суд за возвратом переплаты. К такому выводу еще в 2010 году пришел Президиум ВАС в Постановлении от 21.12.2010 № 3972/10 по делу № А09-9907/08-30.
Как возникает переплата по налогу
Ситуаций, когда налог перечислили с избытком, много, остановимся на самых частых:
- авансы, которые уже перечислены в бюджет, оказались выше суммы налога, рассчитанной по итогам налогового периода;
- уточненная декларация содержит сумму налога к уплате меньше, чем та, что была указана в первоначальном документе;
- платеж перечислен в большем размере в связи с технической ошибкой;
- представленная декларация содержит сумму к возмещению (НДС);
- перерасчет НДФЛ произведен в сторону уменьшения после перечисления в бюджет суммы налога с излишком.
Срок исковой давности для возврата переплаты по налогу
При переплате следует помнить о некоторых особенностях ее видения с точки зрения налоговой службы. В частности, налоговая может сама, в одностороннем порядке, не дожидаясь никаких заявлений от налогоплательщика перенаправить переплату в счет имеющихся у него недоимок. Причем, это понятно и удобно для индивидуального предпринимателя или предприятия тогда, когда подобная недоимка у него одна. А если их несколько? В этом случае стоит поторопиться с заявлением, иначе налоговики распорядятся переплатой на собственное усмотрение.
Важно! Необходимо помнить о том, что если налоговая самостоятельно решила, куда определить переплату, сделанную налогоплательщиком, то в результате ее действий, на счета вернется только разница между недоимкой и излишне оплаченной суммой.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что к расчету налоговых платежей и их выплат нужно относиться крайне внимательно. При обнаружении переплаты необходимо своевременно и с полной доказательной базой обращаться в налоговую службу, чтобы иметь возможность лично распорядиться переплаченными ранее деньгами.
О способе исполнения налоговой обязанности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).
В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Обеспечительными мерами могут быть:
- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
- приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).
Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.
Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.
Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.
Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.
Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 79 НК РФ). Для этого на основании п. 3 ст. 79 НК РФ организация должна подать в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:
- в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;
- со дня вступления в силу решения суда.
Как заставить инспекцию вернуть налоги
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.
Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.
Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 79 НК РФ). Для этого на основании п. 3 ст. 79 НК РФ организация должна подать в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:
- в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;
- со дня вступления в силу решения суда.
К сведению:
Если налоговики сами установят факт излишнего взыскания налога, то п. 4 ст. 79 НК РФ вменяет им в обязанность сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления названного факта по форме, установленной Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@. Указанное сообщение передается руководителю организации или его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Заявление в налоговый орган может быть представлено:
- лично налогоплательщиком;
- в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
- через личный кабинет налогоплательщика.
В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, инспекция в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне взысканного налога принимает решение о возврате данной суммы налога (п. 2 ст. 79 НК РФ).
К сведению:
Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне взысканных налогов (в том числе форма решения о возврате), утверждены Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.
До истечения названного срока налоговики обязаны направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения о возврате этой суммы налога с целью осуществления возврата налога налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Осуществив возврат, казначеи уведомят инспекцию о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).
Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.
По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.
Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.
Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).
Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?
Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.
Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.
Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).
Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.
Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.
Ст. 78 НК РФ имеет отношение и к налогоплательщикам (плательщикам взносов), и к налоговым агентам. Она применима как к излишне уплаченным налогам, авансовым платежам по ним, пеням, штрафам, так и к подлежащим возмещению налогам.
Зачет (возврат) налога возможен:
- фирме;
- ИП;
- физическому лицу.
Способов возникновения реальной переплаты достаточно много. Это могут быть:
- превышение общей величины налога, уплачиваемого авансовыми платежами, над его суммой, отраженной в декларации за налоговый период (прибыль, имущество, транспорт, земля, акцизы, УСН);
- подача декларации к возмещению (НДС);
- сдача уточненной декларации (расчета) с уменьшением итоговой суммы после оплаты налога по предшествующему варианту отчетности;
- перерасчет в сторону уменьшения удержанного у физлица НДФЛ;
- ошибочная уплата большей суммы налога или взноса;
- перерасчет к уменьшению суммы оплаченных пеней после представления двух уточненок, первая из которых увеличивает, а вторая уменьшает величину начисленного к уплате платежа;
- решение суда, выводом которого является констатация факта излишней уплаты налоговых платежей;
- изменения законодательства, в результате которых налог (взнос) начинают считать излишне уплаченным.
Обычно плательщик налога знает о наличии переплаты по собственным учетным данным, при условии, что они верны. Как правило, переплата возникает либо в момент сдачи декларации, либо при фактической уплате налога.
При этом суд не считает ошибки учета веской причиной оправдания переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10).
Если переплата очевидна и для ИФНС, она должна оперативно (в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения) информировать об этом налогоплательщика либо предложить ему провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).
С 2016 года обязательной и ежеквартальной стала отчетность по НДФЛ. Поэтому данные о возникающей переплате по НДФЛ появляются в ИФНС в таком же, как и для иных налогов, порядке.
О правилах заполнения отчетности по НДФЛ читайте в статье «Порядок заполнения формы 6-НДФЛ — пример».
Факт переплаты налогов может быть установлен судом, если:
- наличие переплаты стало бесспорным лишь после опубликования писем Минфина России (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 № А65-18995/2012);
- переплата выявлена в ходе выездной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2011 № А56-31885/2010);
- решением суда признан ничтожным договор, следствием чего стал факт переплаты (постановление ФАС Поволжского округа от 23.04.2013 № А55-16126/2011);
- решение инспекции о доначислении налога признано незаконным (постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 № А40-94026/11-91-401);
- суд выявил отсутствие обязанности уплачивать налог (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2011 № А81-4526/2010);
- суд обязал инспекцию признать факт переплаты (постановление ФАС Московского округа от 02.02.2012 № А40-27537/11-91-123);
- отказ ИФНС в возмещении признан недействительным (постановление ФАС Московского округа от 24.08.2011 № КА-А40/8845-11-П);
- недействительными признаны инкассовые поручения (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2009 № Ф09-10148/08-С3);
- факт переплаты стал очевидным после формирования правоприменительной практики (постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2012 № А35-4258/2011);
От даты установления факта переплаты может зависеть отсчет срока обращения за возвратом налога.
Рассмотрев заявление налогоплательщика, ИФНС в течение 10 рабочих дней со дня его поступления принимает решение о соответствующем действии (пп. 5 и 8 ст. 78 НК РФ). Положительными результатами этого решения будут:
- зачет переплаты, осуществленный в дату принятия решения о зачете;
- возврат переплаты не позже 1 месяца со дня поступления заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Кроме того срок принятия решения о возврате излишне уплаченного налога зависят от того, подтвержден ли факт излишней уплаты по итогам камеральной налоговой проверки. Соответствующие положения предусмотрены п. 8.1 ст. 78 НК РФ.
В случае проведения камеральной налоговой проверки срок принятия решения на возврат налога исчисляется не со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате, а в следующем порядке:
- по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки декларации, в которой отражена сумма налога, подлежащая возврату, или со дня, когда такая проверка должна была быть завершена в силу сроков, указанных в п. 2 ст. 88 НК РФ. Эти положения применяются, если в ходе камеральной налоговой проверки не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
- со дня, следующего за днем вступления в силу решения по результатам камеральной налоговой проверки. Эти положения применяются, если в ходе проверки налоговым органом был составлен акт налоговой проверки и вынесено соответствующее решение.
В некоторых случаях могут иметь место особенности правил отсчета сроков. Например, если переплата указана в декларации 3-НДФЛ и одновременно с ней подано заявление о возврате, то отсчет срока возврата начнется не с даты подачи заявления, а с даты фактического завершения камеральной проверки декларации либо по истечении срока такой проверки (письмо ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).
Зачет обнаруженной переплаты ИФНС может сделать самостоятельно, но это не лишает налогоплательщика права на подачу заявления, обусловленного собственной точкой зрения на погашение имеющейся недоимки (п. 5 ст. 78 НК РФ). Мнение заявителя при этом является приоритетным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2012 № А33-15051/2011).
Вернуть переплату при наличии недоимки по другим платежам можно только после закрытия такой недоимки зачетом из суммы существующей переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ). Этот зачет ИФНС сделает сама (п. 5 ст. 78 НК РФ), и налогоплательщик получит только остаток заявленной им к возврату суммы, если она превысит сумму имеющей место недоимки, которую можно погасить зачетом.
Наличие такой недоимки не является для налогоплательщика препятствием для направления в ИФНС заявления о возврате переплаты (письмо Минфина России от 07.09.2011 № 03-02-07/1-317).
Есть одно исключение из правила о проведении зачета для погашения недоимки ИФНС перед возвратом переплаты налогоплательщику: оно не применяется, если в отношении налогоплательщика открыто конкурсное производство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 № А19-4247/2012).
Возврат сумм НДФЛ, который удерживается по месту работы, как правило, происходит в особом порядке (п. 1 ст. 231 НК РФ). Его осуществляет работодатель по заявлению работника, причем такой возврат в случае необходимости делают и уже уволенному работнику.
В ряде случаев при условии сдачи налогоплательщиком в ИФНС формы 3-НДФЛ возврат делает инспекция, руководствуясь при этом правилами ст. 78 НК РФ:
- фирма-работодатель прекратила существование;
- не заявлялся вычет на детей по месту работы;
- намерение воспользоваться имущественным или социальным (по расходам на лечение или обучение) вычетом возникло позже года появления права на него;
Напомним, что благодаря Федеральному закону от 06.04.2015 № 85-ФЗ с 2016 года соцвычеты на обучение и лечение могут быть получены по месту работы.
- есть основания для применения социального вычета по благотворительности и платежам в ПФР, предоставляемого только в ИФНС;
- налогоплательщик-физлицо, отчитывающийся о доходах непосредственно перед ИФНС, уточняет отчетность.
Срок возврата налога (месяц) будет отсчитываться от дня завершения проверки декларации 3-НДФЛ вне зависимости от даты подачи налогоплательщиком заявления на возврат (письма Минфина России от 15.05.2017 № 03-02-08/30790, № 03-02-08/30802, ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).
Подробнее о возврате НДФЛ читайте в этой статье.
Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.
Право на получение процентов на сумму излишне уплаченных/взысканных налогов возникает:
- по факту излишнего взыскания налогов по решению ИФНС
- при нарушении налоговиками сроков на возврат добровольно переплаченных сумм.
Момент, с которого начинают начисляться проценты, зависит от основания возникновения переплаты. Если переплата произошла по ошибке самого плательщика, проценты начисляются со дня нарушения ИФНС месячного срока на возврат налога.
Если переплаченный по вине самого плательщика налог был возвращен ИФНС самостоятельно (до того, как плательщик опомнился и написал заявление), проценты на сумму переплаты не начисляется (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Если же переплата возникла вследствие взыскания налогов по решению (требованию) налоговиков, проценты начисляются со дня взыскания налогов (п. 5 ст. 79 НК РФ).
Ст. 78 НК РФ (2021 — 2022): вопросы и ответы
С целью защитить имущественные права налогоплательщиков, закон устанавливает определенные сроки, в которые должен быть произведен возврат.
Срок возврата установлен в один месяц с момента вынесения соответствующего решения или вынесения такого решения судом.
Законодательная возможность передавать права требования от налогоплательщика других лицам не предусмотрена.
В случае если переплата возникает у консолидированной группы налогоплательщиков, она подлежит возврату ответственному участнику такой группы.
Если существует недоимка по налогам, возврату будет подлежать сумма, оставшаяся после ее погашения. То есть за счет средств излишне уплаченного налога вначале производится погашение существующей недоимки, пени и штрафов, в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ, и только после этого возвращается переплата.
С целью гарантировать налогоплательщику своевременность возврата переплаты, закон предусматривает проценты на сумму излишне взысканного налога.
Проценты, согласно положениям НК РФ, призваны компенсировать налогоплательщику его материальные потери, причиненные несвоевременность налоговой выплаты.
Порядок их начисления регламентирует ст. 79 НК РФ. Согласно положениям п. 5 настоящей статьи, их начисление производится начиная с дня, который следует за днем, когда произведено взыскание, вплоть до момента фактического поступления средств на счет налогоплательщика.
Процентная ставка, по которой производится их начисление, принимается равной ставке рефинансирования Центробанка, действовавшей на момент возникновения переплаты.
Если ставка рефинансирования изменялась на протяжении периода взыскания, то проценты исчисляются за каждый период отдельно. Их расчет производится по формуле:
% = С х Д х СР/ 365, где:
С – сумме переплаты, подлежащая возврату налогоплательщику;
Д – общее количество дней, за которые начисляются проценты;
СР – ставка рефинансирования.
На практике налогоплательщику приходится сталкиваться с позиций налоговых органов, считающих, что в соответствии с требованиями ст. 79 НК РФ проценты должны начисляться только на суммы переплаты, подлежащие возврату.
Если произведен зачет, у налогоплательщика право на начисление процентов отсутствует. Такая позиция является ошибочной. Об этом свидетельствует многочисленная практика арбитражных судов.
Поскольку выплата процентов представляет собой компенсацию экономических потерь налогоплательщика, в связи с невозможность пользоваться суммой переплаты, проценты подлежат выплате, как в случае возврата переплаты, так и в случае проведения зачета налоговых платежей.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Что такое недоимка по налогам
Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.
Возместить из бюджета можно следующие налоги:
- НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
- акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).
Взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика
Если налогоплательщик не погасил недоимку в указанный в требовании срок, то налоговые органы в течение двух месяцев после указанного срока вправе принять решение о взыскании суммы задолженности с банковского счета налогоплательщика. Причем взыскание может быть обращено на средства, находящиеся на расчетном счете, даже если указанные средства получены из бюджета на конкретные цели по государственным контрактам (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 8580/09). Судебный орган в обоснование своей позиции отметил, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по общему правилу не производится. Но в рассматриваемом случае взыскание производится не за счет бюджетных средств, а за счет собственных средств налогоплательщика, какими являются средства, поступившие на расчетный счет организации от бюджетополучателя. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение 6 дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. Необходимо обратить внимание на то, что решение, вынесенное с пропуском указанного срока, является недействительным и, следовательно, исполнению работниками кредитных организаций не подлежит. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджет направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. При этом сроки направления в банк указанного поручения в настоящее время не установлены. Применительно к ситуациям, возникшим до 2 сентября 2010 г., действовал срок направления в банк указанного поручения, равный одному месяцу со дня принятия решения о взыскании недоимки. Нередко решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках выносится налоговым органом до истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. В этом случае нарушаются права организации и с ее счета могут быть списаны денежные средства, которые она планировала использовать для исполнения своих обязательств перед контрагентами. Указанное планирование денежных потоков может учитывать срок уплаты недоимки, указанный в требовании, и не приводить к нарушению закона. В отношении законности подобного решения налогового органа единообразная арбитражная практика не сформирована. С одной стороны, решение является незаконным, так как процедура взыскания недоимки проходит несколько взаимосвязанных этапов. Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, налоговое законодательство предусматривает определенный порядок и сроки принудительного взыскания налога (пени), несоблюдение которых влечет наступление правовых последствий в виде признания ненормативного акта налогового органа недействительным (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2010 N А46-21966/2009). С другой стороны, решение является законным, поскольку налоговое законодательство не содержит такого основания для безусловного признания незаконным решения о взыскании задолженности, как несоблюдение срока на добровольное исполнение требования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.12.2010 N Ф03-9322/2010). Актуальным является вопрос, связанный с возможностью выставления налоговыми органами повторного инкассового поручения, например, если налогоплательщик закрывает счет в банке, в который отправлено инкассовое поручение, и открывает счет в другом кредитном учреждении. Налоговым законодательством вопрос выставления повторного поручения не урегулирован. Анализ арбитражной практики показал, что в большинстве случаев судебные органы признают право налоговых органов на указанные действия (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2009 N Ф04-8140/2008(18774-А81-34), ФАС Поволжского округа от 25.12.2008 N А65-10152/2008). Суд указал, что законодательство не содержит запрета на выставление повторного инкассового поручения. Противоположная позиция изложена в Постановлении ФАС Центрального округа от 25.10.2010 N А09-3231/2010. Суд установил, что налоговый орган после возврата банком инкассового поручения в связи с закрытием расчетного счета выставил новое поручение на списание денежных средств со счета налогоплательщика в другом банке. Суд указал, что, начав процедуру бесспорного взыскания, налоговый орган обязан довести ее до конца, в том числе вынести решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. Возврат банком инкассового поручения не является основанием для повторного выставления нового поручения.
Проблема налоговой переплаты: ищем правильное решение
Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это «нештатная» ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.
Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно «обнулит» сальдо) только по окончании «декларационной кампании» – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится «положительное» сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как «переплата». Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г. № 03-02-08/58397 (извлечение): «Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата».
Как самозанятые платят налоги
Налоговый период для самозанятых ― календарный месяц. Первый срок уплаты налога может быть короче. Он начинается с момента регистрации в качестве налогоплательщика и завершается в конце текущего месяца. Аналогичным образом отсчитывается налоговый период при снятии физического лица с учета (от начала месяца до дня снятия с учета).
Приложение используется налогоплательщиком для регистрации проводимых им операций. В частности, через программное обеспечение формируются электронные кассовые чеки и направляются клиентам при указании последними своих контактных данных. Кроме того, приложение «Мой налог» используется для уплаты налога с карты либо по квитанции. Можно создавать платежи по частям или одной суммой. Главное, чтобы весь налог был уплачен в назначенные сроки.
Взыскание в принудительном порядке происходит в том случае, если должник отказывается оплатить их добровольно.
Сам кредитор не имеет права реализовывать принудительные меры в отношении дебитора. Делается это исключительно через суд.
Нельзя сразу отправиться в судебный орган. Нужно сначала попробовать решить проблему в досудебном порядке. Для этого должнику сначала направляется требование о добровольной выплате долга, в состав которого входит начисленная пеня. Требование составляется по установленной форме. Направляется оно в течение 3 месяцев с даты появления задолженности. Требование вручается лично в руки. Также оно может быть направлено заказным письмом. В документе обязательно указываются следующие пункты:
- Сроки, в которые нужно покрыть недоимку.
- Причины, на основании которых появилась задолженность.
- Последствия, которые будут применены к должнику, если он не оплатил долг.
- Информация из соответствующих законов.
В требовании также может не указываться сроков. В этом случае дебитору нужно погасить долг в течение 10 дней.
Как вернуть переплату по налогам
Зачесть излишне взысканный налог инспекция может только в счет имеющейся недоимки. Причем зачет инспекция проведет самостоятельно, без каких-либо заявлений от налогоплательщика (п. 1 ст. 79 НК РФ). А вот зачет в счет будущих платежей в данном случае невозможен (письмо Минфина России от 23.11.2012 № 03-02-07/1-293).
В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканная сумма налога подлежит возврату с процентами, которые рассчитываются по ставке рефинансирования. При этом специалисты налоговой службы подчеркивают один очень важный момент: «для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога – путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета» (письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431). Суды с таким подходом согласны (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.2013 по делу № А32-14781/2012, ФАС Московского округа от 26.04.2013 по делу № А40-85167/12-107-453 и от 16.03.2011 № КА-А40/1301-11 по делу № А40-82943/10-35-416).
К сведению
Проценты начисляются со дня, следующего за датой взыскания, по день фактического возврата (абз. 2 п. 5 ст. 79 НК РФ).
На практике часто возникает вопрос: по какой формуле считать такие проценты? По мнению чиновников, исходить следует из того, что в году 360 дней (письма Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7, ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@). При этом они ссылаются на п. 2 постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами». Однако как постановление, разъясняющее применение ГК РФ, связано с налоговыми отношениями, понять сложно.
Именно поэтому Президиум ВАС РФ выпустил постановление, в котором указал, что при расчете следует использовать фактическое количество дней в году: 365 или 366 (постановление от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012).
Пример 3
Предположим, что инспекция 26 октября 2015 г. излишне взыскала налог в сумме 1 000 000 руб. Решением суда взыскание было признано незаконным. Налог был зачтен 25 декабря 2015 г. Таким образом, период, за который должны быть начислены проценты, составляет 60 дней. Ставка рефинансирования в течение этого периода составляла 8,25% годовых.
Если рассчитывать проценты по формуле, предлагаемой чиновниками, то в качестве процентов организация должна получить 13 750 руб. (1 000 000 руб. × 8,25% / 360 дней × 60 дней).
Если же пользоваться формулой, предложенной Президиумом ВАС РФ, то сумма процентов окажется меньше – 13 562 руб. (1 000 000 руб. × 8,25% / 365 дней × 60 дней).
- Свежие
- Посещаемые
- Бухгалтерские
- Кадровые
- Юридические
- Статистические
- Экономические
- Должностные инструкции
- Изменения с 2021 года
- Изменения с 2020 года
- Изменения с 2019 года
- Изменения с 2018 года
- Программные продукты
- Подборка статей
- Вопросы и ответы
- Производственный календарь
- ПБУ
- Справочно
- Законодательные документы
- Экономический словарь
- Корреспонденция счетов
- Телефонные коды
- МСФО
- Аудит
- Записи в трудовой книжке
- Для г. Белгорода
- Информация по 1С
- Новости
- Финансовые коэффициенты
- Справочники
- История бухучета
- НДС
- ЕСХН
- УСНО
- ЕНВД
- НДФЛ
- Страховые взносы
- Взносы в ФСС
- Налог на имущество
- Водный налог
- Земельный налог
- Транспортный налог
- Налог на прибыль
- Налог на игорный бизнес
- Акцизы
- Налог на пользование полезными ископаемыми
- Патентная система налогообложения
- Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
- Сущность и назначение управленческого учета
- Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
- Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
- Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
- Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
- Планирование и бюджетирование
- ОКСМ
- ОКВЭД [1.1]
- ОКВЭД [2]
- ОКВ
- ОКДП
- ОКЕИ
- ОКФС
- ОКОПФ
- ОКУН
- ОКОФ
- ИНКОТЕРМС
- ОКИН
- ОКЭР
- КСД
- ОКСО
Проблема налоговой переплаты: ищем правильное решение
На возврат переплаты дается 3 года, иначе деньги, скорее всего, потеряются. Можно попробовать списать переплату как «безнадежный долг» — сумму, которую нельзя взыскать из-за давности или из-за объективных причин вроде банкротства фирмы-должника.
Практика показывает, что предпринимателю в этом случае, скорее всего, откажут. Если сумма переплаты такая, что списать выгодно, обратитесь к юристам и профессиональным бухгалтерам, чтобы они взяли на себя списание безнадежных долгов.
Если налоговая не вернула деньги и не обратила внимание на повторное заявление, нужно подать жалобу в ФНС через личный кабинет в разделе «Обратиться в налоговый орган».
Если и это не сработало, то нужно разбираться в Арбитражном суде. Арбитражный суд указывает, что организация может обратиться в суд, только после предоставления декларации по НДС, с заявлением о зачете или возврате налога, с полным пакетом документов, которые подтверждают применение нулевой ставки. Ревизоры также могут потребовать подтверждающие вычеты по НДС.
Иногда случаются ситуации, когда налогоплательщик перечислил в бюджет или внебюджетные фонды сумму, большую, чем необходимо. А бывает, что и налоговики взыскивают с бизнесмена излишние средства. Все эти суммы можно вернуть или же зачесть в счет будущих выплат. Необходимо только соблюсти порядок возврата переплаты по налогам или зачета. В этой статье разберем его алгоритм и сроки, которых нужно придерживаться.
Переплата может появиться:
- Вследствие перечисления авансовых платежей. Например, если в 4 квартале у организации был убыток, то сумма ранее уплаченных за 9 месяцев авансов может превысить налог на прибыль, исчисленный за год в целом.
- По вине бухгалтера – невнимательно заполнили платежку, неверно сосчитали налог, не учли все расходы, не применили положенные льготы и т.п.
- По вине банка – продублировали платежку.
- В случае выставления инкассо – организация уже провела платеж, но инспекция еще не получила информацию о нем и сняла средства со счета самостоятельно.
Во всех перечисленных случаях бизнесмен после обнаружения переплаты должен подать заявление в ИФНС. Инспекция также может сама увидеть переплату и известить об этом налогоплательщика. Но на практике такие случаи встречаются редко. Поэтому следить за правильностью расчетов и оплаты нужно самим бизнесменам.
В соответствии со статьей 78 НК РФ суммы переплат можно зачесть или вернуть заявителю. Таким правом обладают все налогоплательщики независимо от формы собственности.
Проблема налоговой переплаты: ищем правильное решение
ИФНС не проведет зачёт или возврат сумм автоматически. Для этого нужно пройти определенную процедуру.
Свериться с налоговой инспекцией. Подайте заявление по месту учёта организации или ИП. Заявление можно подать на бумажном носителе или послать электронно через ТКС. Заявление составляется в свободной форме, но в нём обязательно укажите:
- Наименование и адрес ФНС.
- Данные налогоплательщика: наименование, ИНН, юридический адрес.
- Данные о сверке: за какой период и по каким налогам.
- Дата составления заявления.
- Как вам удобнее получить готовый акт — в налоговой инспекции или электронно.
Через 5 рабочих дней налоговая инспекция пришлёт вам акт сверки. Если вы согласны с данными в акте, подпишите его и направьте обратно в ФНС. Если найдёте расхождения — при подписании укажите, что акт подписан с разногласиями.
Закажите акт сверки с налоговой в Личном кабинете интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Результат придёт туда же. Электронную подпись всем пользователям мы помогаем оформлять бесплатно.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Переплата по налогу на прибыль возникает у организаций в следующих случаях:
- Организация платит ежемесячные авансовые платежи. Налог на прибыль, начисленный по итогам квартала, в течение которого эти платежи уплачены, оказался меньше суммы авансовых платежей. Или же организация по итогам квартала получила не прибыль, а убыток.
Подробнее об авансовых платежах читайте в материале «Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать?».
- Организация представила уточненную декларацию по прибыли за предшествующий период с уменьшением суммы начисленного к уплате налога или с заменой прибыли на убыток.
Об особенностях формирования уточненной декларации читайте в статье «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».
- Организация при оплате налогов допустила техническую ошибку и перечислила в бюджет сумму, превышающую начисленную по декларации.
Если вы обнаружили переплату по налогу, то для ее зачета или возврата на расчетный счет достаточно написать соответствующее заявление. При этом нужно учесть, что процедура возврата более длительная по сравнению с зачетом налога.
Больше материала по возврату и зачету налогов см. в рубрике «Возврат налогов в 2020 — 2021 годах (заявление и порядок)».
Выбор налоговой инспекции зависит от того, где вы прописаны, где фактически ведете бизнес и какую систему налогообложения выбрали.
Большинство налогов вы платите по месту регистрации ИП, а оно привязано к месту прописки. Если вы прописаны в Костроме, то ИП зарегистрировано в Костроме. Если бизнес вы ведете в Ярославле, платить вам всё равно в костромской налоговой.
ИП зарегистрировано там же, где вы прописаны, но вести бизнес вы имеете право на всей территории страны — необязательно менять прописку или оформлять временную, чтобы вести бизнес в новом регионе.
ИП применяет ставку налога, которая принята в регионе регистрации. Например, ИП на упрощенке зарегистрирован в Крыму, где ставка 3%, а ведет бизнес в Москве, где ставка 6%. В таком случае бизнесмен обязан платить крымские 3%, если он применяет московскую ставку 6%, то переплачивает.
Ваша инспекция прописана в Личном кабинете.
Некоторые бизнесмены платят налоги не по месту регистрации ИП. Вот три исключения:
- У вас патент. Тогда ваша налоговая находится по месту покупки патента. Переплаты налога за патент не может быть, потому что стоимость патента фиксированная. Но это не защитит от переплаты по остальным налогам. Их платить по месту регистрации ИП.
- У вас ЕНВД. Тогда вставать на учет необходимо в каждом регионе, где вы ведете деятельность по ЕНВД. Остальные налоги платить по месту регистрации.
- У вас УСН, и вы купили нежилую недвижимость в городе, где ведете бизнес. Тогда нужно встать на учет в местной налоговой и платить им налог на нежилую недвижимость. Остальные налоги платить по месту регистрации.
Ваша система налогообложения отмечена в Личном кабинете.
Если вы состоите на учете в нескольких налоговых, обращайтесь туда, куда переплатили.
Для этого сверьте расчеты с бюджетом или получите справку о состоянии расчетов. Шаг необязательный, но поможет доказать переплату и ускорить решение о возврате денег.
Сверка расчетов с бюджетом показывает, сколько вы заплатили и сколько должны были заплатить за определенный период. Например, вы заплатили 200 000₽ налога на прибыль за 2016 год, а сумма налога была 20 000₽.
Чтобы сверить расчеты, зайдите в личный кабинет, в раздел «Расчеты с бюджетом», нажмите «Направить заявление об инициировании процедуры…» и следуйте инструкции.
Сверка проходит 10–15 рабочих дней.
Справка о состоянии расчетов с бюджетом показывает переплаты и долги на конкретное число. Например, на 20 августа 2017 года переплата по налогу на прибыль составляет 180 000₽. Справка не связана со сверкой, ее можно получить отдельно.
Чтобы получить справку, зайдите в личный кабинет в раздел «Получить справку», выберите «Получить справку о состоянии расчетов по налогам…» и следуйте инструкции.
Изготовление справки — 5 рабочих дней
Случается, что предприниматель приносит в налоговую заявление, чтобы получить переплату, потом приносит результаты сверки, а его отправляют снова подавать заявление. Если такое случится с вами, просто отказывайтесь — по закону достаточно одного заявления.
Форма заявления есть в личном кабинете, подать ее можно в электронном виде, если у вас есть усиленная квалифицированная подпись. Зайдите в раздел «Расчеты с бюджетом», выберете пункт «Направить заявление о зачете/возврате» и следуйте инструкции.
К заявлению приложите сканы документов, подтверждающие переплату и облегчающие работу налоговой: копии платежек и деклараций, справку о сверке расчетов с бюджетом.
Дважды проверьте банковские реквизиты в заявлении о возврате налога: на этот счет Федеральное казначейство переведет деньги по поручению налоговой.
Как быстро вы получите ответ налоговой, зависит от того, как подали заявление: вместе со сверкой или без нее:
- Если налоговая решит не проводить сверку, или вы провели сверку до подачи заявления, решение примут за 10 дней.
- Если налоговая проведет сверку, решение примут за 20–25 дней.
Вернуть переплату на расчетный счет можно в течение трех лет. Отсчет идет с даты подачи декларации, а не с дня, когда вы вычислили переплату и подали заявление.
Решение налоговой и статус заявления проверяйте в личном кабинете.
Деньги придут через месяц после того, как налоговая сообщит о положительном решении.
Как распорядиться переплатой в личном кабинете налогоплательщика
- Ошибка в реквизитах. Если в платежном поручении или квитанции неправильно указан КБК, то деньги направляются в счет оплаты совершенно другого сбора. При этом по первичному налогу появляется недоимка (долг). В этом случае в ИФНС можно подать заявление на уточнение суммы и указать правильный КБК, тогда взаиморасчеты станут верными.
- Подачи уточненной декларации либо сведений о праве на льготы после оплаты. После перерасчета сумма к оплате может быть снижена, из-за чего на счете остается излишек.
- Некорректная оплата в пользу бюджета. Простая ситуация, когда плательщик ошибочно завысил сумму и перечислил больше, чем требовалось.
Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому
Способов возникновения реальной переплаты достаточно много. Это могут быть:
- превышение общей величины налога, уплачиваемого авансовыми платежами, над его суммой, отраженной в декларации за налоговый период (прибыль, имущество, транспорт, земля, акцизы, УСН);
- подача декларации к возмещению (НДС);
- сдача уточненной декларации (расчета) с уменьшением итоговой суммы после оплаты налога по предшествующему варианту отчетности;
- перерасчет в сторону уменьшения удержанного у физлица НДФЛ;
- ошибочная уплата большей суммы налога или взноса;
- перерасчет к уменьшению суммы оплаченных пеней после представления двух уточненок, первая из которых увеличивает, а вторая уменьшает величину начисленного к уплате платежа;
- решение суда, выводом которого является констатация факта излишней уплаты налоговых платежей;
- изменения законодательства, в результате которых налог (взнос) начинают считать излишне уплаченным.
Обычно плательщик налога знает о наличии переплаты по собственным учетным данным, при условии, что они верны. Как правило, переплата возникает либо в момент сдачи декларации, либо при фактической уплате налога.
При этом суд не считает ошибки учета веской причиной оправдания переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10).
Если переплата очевидна и для ИФНС, она должна оперативно (в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения) информировать об этом налогоплательщика либо предложить ему провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).
С 2016 года обязательной и ежеквартальной стала отчетность по НДФЛ. Поэтому данные о возникающей переплате по НДФЛ появляются в ИФНС в таком же, как и для иных налогов, порядке.
О правилах заполнения отчетности по НДФЛ читайте в статье «Порядок заполнения формы 6-НДФЛ — пример».
Факт переплаты налогов может быть установлен судом, если:
- наличие переплаты стало бесспорным лишь после опубликования писем Минфина России (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 № А65-18995/2012);
- переплата выявлена в ходе выездной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2011 № А56-31885/2010);
- решением суда признан ничтожным договор, следствием чего стал факт переплаты (постановление ФАС Поволжского округа от 23.04.2013 № А55-16126/2011);
- решение инспекции о доначислении налога признано незаконным (постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 № А40-94026/11-91-401);
- суд выявил отсутствие обязанности уплачивать налог (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2011 № А81-4526/2010);
- суд обязал инспекцию признать факт переплаты (постановление ФАС Московского округа от 02.02.2012 № А40-27537/11-91-123);
- отказ ИФНС в возмещении признан недействительным (постановление ФАС Московского округа от 24.08.2011 № КА-А40/8845-11-П);
- недействительными признаны инкассовые поручения (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2009 № Ф09-10148/08-С3);
- факт переплаты стал очевидным после формирования правоприменительной практики (постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2012 № А35-4258/2011);
От даты установления факта переплаты может зависеть отсчет срока обращения за возвратом налога.
Рассмотрев заявление налогоплательщика, ИФНС в течение 10 рабочих дней со дня его поступления принимает решение о соответствующем действии (пп. 5 и 8 ст. 78 НК РФ). Положительными результатами этого решения будут:
- зачет переплаты, осуществленный в дату принятия решения о зачете;
- возврат переплаты не позже 1 месяца со дня поступления заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Кроме того срок принятия решения о возврате излишне уплаченного налога зависят от того, подтвержден ли факт излишней уплаты по итогам камеральной налоговой проверки. Соответствующие положения предусмотрены п. 8.1 ст. 78 НК РФ.
В случае проведения камеральной налоговой проверки срок принятия решения на возврат налога исчисляется не со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате, а в следующем порядке:
- по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки декларации, в которой отражена сумма налога, подлежащая возврату, или со дня, когда такая проверка должна была быть завершена в силу сроков, указанных в п. 2 ст. 88 НК РФ. Эти положения применяются, если в ходе камеральной налоговой проверки не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
- со дня, следующего за днем вступления в силу решения по результатам камеральной налоговой проверки. Эти положения применяются, если в ходе проверки налоговым органом был составлен акт налоговой проверки и вынесено соответствующее решение.
О том, какие особенности имеет отсчет месячного срока для возврата переплаты, показанной в отчетности, читайте в статье «Минфин напомнил, как считать срок на возврат отраженной в декларации переплаты».
В некоторых случаях могут иметь место особенности правил отсчета сроков. Например, если переплата указана в декларации 3-НДФЛ и одновременно с ней подано заявление о возврате, то отсчет срока возврата начнется не с даты подачи заявления, а с даты фактического завершения камеральной проверки декларации либо по истечении срока такой проверки (письмо ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).
Зачет обнаруженной переплаты ИФНС может сделать самостоятельно, но это не лишает налогоплательщика права на подачу заявления, обусловленного собственной точкой зрения на погашение имеющейся недоимки (п. 5 ст. 78 НК РФ). Мнение заявителя при этом является приоритетным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2012 № А33-15051/2011).
Вернуть переплату при наличии недоимки по другим платежам можно только после закрытия такой недоимки зачетом из суммы существующей переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ). Этот зачет ИФНС сделает сама (п. 5 ст. 78 НК РФ), и налогоплательщик получит только остаток заявленной им к возврату суммы, если она превысит сумму имеющей место недоимки, которую можно погасить зачетом.
Наличие такой недоимки не является для налогоплательщика препятствием для направления в ИФНС заявления о возврате переплаты (письмо Минфина России от 07.09.2011 № 03-02-07/1-317).
Есть одно исключение из правила о проведении зачета для погашения недоимки ИФНС перед возвратом переплаты налогоплательщику: оно не применяется, если в отношении налогоплательщика открыто конкурсное производство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 № А19-4247/2012).
Возврат сумм НДФЛ, который удерживается по месту работы, как правило, происходит в особом порядке (п. 1 ст. 231 НК РФ). Его осуществляет работодатель по заявлению работника, причем такой возврат в случае необходимости делают и уже уволенному работнику.
В ряде случаев при условии сдачи налогоплательщиком в ИФНС формы 3-НДФЛ возврат делает инспекция, руководствуясь при этом правилами ст. 78 НК РФ:
- фирма-работодатель прекратила существование;
- не заявлялся вычет на детей по месту работы;
- намерение воспользоваться имущественным или социальным (по расходам на лечение или обучение) вычетом возникло позже года появления права на него;
Напомним, что благодаря Федеральному закону от 06.04.2015 № 85-ФЗ с 2016 года соцвычеты на обучение и лечение могут быть получены по месту работы.
- есть основания для применения социального вычета по благотворительности и платежам в ПФР, предоставляемого только в ИФНС;
- налогоплательщик-физлицо, отчитывающийся о доходах непосредственно перед ИФНС, уточняет отчетность.
Срок возврата налога (месяц) будет отсчитываться от дня завершения проверки декларации 3-НДФЛ вне зависимости от даты подачи налогоплательщиком заявления на возврат (письма Минфина России от 15.05.2017 № 03-02-08/30790, № 03-02-08/30802, ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).
Подробнее о возврате НДФЛ читайте в статье «Порядок возврата подоходного налога (НДФЛ): нюансы»
Зачет суммы излишне уплаченного налога представляет собой особую процедуру, предусмотренную действующим законодательством РФ, которая заключается в утверждении наличия факта переплаты и последующем распределении лишних финансовых средств.
Уплатой налога будет считаться как прямое перечисление денежных средств в определенном размере на бюджетный счет государства, так и проведение зачета лишней суммы уполномоченным налоговым органом.
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа основан на принципах действующего налогового законодательства РФ и направлен на сохранение интересов налогоплательщиков.
Практика показывает, что переплаты могут возникать даже у самых опытных и внимательных бухгалтеров. Наиболее частые причины ее возникновения заключаются в результате подачи уточненной декларации за определенные налоговые периоды.
Если в новой декларации размер суммы является меньшим по отношению к первоначальному документу, возникает образование переплаты.
Помимо этого, нередко переплаты возникают по более простым причинам – механических ошибок уполномоченных лиц, описок, неточностей, при нарушении установленных сроков подачи налоговых документов, ошибки при формировании налоговой базы и т.д.
Возможной причиной для возникновения переплаты также могут являться и определенные изменения в налоговых расчетах, которые были внесены действующим законодательством РФ уже после того, как первая декларация уже была представлена в налоговую организацию.
Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.
Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.
Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.
В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.
До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.
В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.
Статья 78 действующего НК РФ регламентирует определенный порядок и условия, при соблюдении которых зачет сумм излишне уплаченного налога становится возможным и правомерным.
Основные условия зачета излишне уплаченных сумм выражаются в следующем:
- зачет может быть осуществлен по определенным видам налогов и сборов, в которых была выявлена определенная сумма переплаты;
- зачет может распространяться не только на налоги, но и пени, штрафы и иные платежи, назначенные за нарушение установленных норм действующего налогового законодательства РФ;
- при осуществлении зачета лишней перечисленной суммы, в отношении нее не могут быть применены штрафы и пени. Исключения составляют случаи, когда были нарушены допустимые сроки;
- установленная и подтвержденная сумма может подлежать зачету в отношении финансовых операций, которые налогоплательщику только придется совершить. В таком случае размер этих платежей уменьшается ровно на сумму излишне уплаченного налога.
Зачет лишней суммы за ранее уплаченный налог входит в интересы налогоплательщиков. Это значит, что первоначальные действия и инициатива, которая выражается в подачи письменного заявления, должна исходить именно от них.
Зачет суммы или возврат излишне уплаченных налога сбора пеней штрафа, как юридическая процедура, должна полностью соответствовать установленным нормам и условиям.
В противном случае, ее результат может быть аннулирован по решению судебного органа.