Земли водного фонда правовой режим
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли водного фонда правовой режим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого.
Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда
К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Впервые земли водного фонда были выделены в самостоятельную категорию в Основах земельного законодательства 1968 г. Под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории РФ (ст. 1 ВК РФ).
Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Правовой режим водных объектов урегулирован водным законодательством – он тесно переплетается с правовым режимом земель, на которых расположены водные объекты, которые и определяют правовой режим этих земель.
В зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфологических и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные.
Специальный правовой режим земель водного фонда
Помимо общего порядка использования земель водного фонда существует и специальный правовой режим, вызванный наличием особых целей назначения выделенной земли или водоема. К этим случаям можно отнести:
- реализацию водного объекта для потребностей энергетики предприятия. В данном случае гидросооружения, которые используют на водоемах, должны обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, учитывая всех водопользователей, находящихся в зоне их влияния;
- осуществление рыбохозяйственной деятельности. Здесь другие водопользователи могут быть ограничены в правах, исходя из интересов рыболовного хозяйства, но только если это не относится к питьевому водоснабжению;
- передача в пользование водоема для потребностей сельского хозяйства. Этот случай создает ряд обязательств по предотвращению попадания воды в мелиоративные системы из источников водозабора, а также по созданию благоприятного режима почвенной влаги.
Говоря о специальном правовом режиме, можно сделать вывод о том, что он определен естественной взаимосвязью природных объектов, которые оставляют свой след на правовом регулировании данных земель. Таким образом выходит, что режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон сосредоточен на сохранение природных свойств водных объектов, так как природная подпитка и защита водоемов реализуется через водоохранные леса. В данном случае отчетливо видно взаимодействие между водным и лесным пользованием.
Какие территории относятся к этой категории?
Итак, в составе водного фонда можно выделить земли двух видов:
- Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют водопокрытыми). Составляют около 99% земель водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как бухты, заливы, лиманы и т.д.), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундровой и лесотундровой природных зон).
- Земли, прилегающие к водным объектам. Береговые полосы, полосы отвода каналов и водоемов, охранные зоны, прилегающие к водоемам земельные участки, выделенные для установления водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных конструкций.
Справка! Водный объект во взаимосвязи с установленным на нем гидротехническим комплексом образует единую водохозяйственную систему.
Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:
- для морей — по линии максимального отлива;
- для рек, озер — по среднемноголетнему уровню вод;
- для прудов и водохранилищ — по нормальному уровню воды, не покрытой льдом;
- для болот — по границам залежей торфа.
Береговая полоса поверхностного водного объекта общего пользования предназначается также для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земли в пределах береговой полосы, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).
Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.
Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.
Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ. В зонах водоохраны запрещено:
- распахивать земли;
- производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
- устраивать животноводческие фермы;
- размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
- организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:
- Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
- Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
- Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Принципы смены категории участков водного фонда
При рассмотрении основных моментов правового режима, важно учитывать и смену категорий участков земли водного фонда.
ЗК РФ позволяет властям, как местного, так и федерального уровней приступать к строительству и созданию искусственных водоемов, не отбирая при этом землю у ее собственников. Делается это путем ее реквизиции во временное использование до момента окончания всех работ. Однако законодательством РФ не предусмотрены конкретные сроки на эти работы, поэтому временные рамки могут быть установлены в пределах от 2 до 20 лет. Это зависит от того, кем является собственник участка, и каким будет основное назначение гидроучастка, а также масштабность планируемых работ.
Кроме того, важно учесть, что иметь право собственности на участок земли невозможно в случаи отсутствия документально подтверждающих прав. Ведь если государством изымается земля, то автоматически забирается и водная территория.
Какие гидроучастки водного фонда можно получить в личное владение и какие нельзя?
Право владения на участки земли водного фонда можно получить физлицу, муниципалитету, организациям, если объект:
- Обладает обособленной территорией, имеющей замкнутые границы.
- Имеет небольшой размер.
- Не обладает протоками.
- Никак не связан с другими водоемами.
В свою очередь, к территориям водного фонда, которые не подлежат передаче в собственность третьим лицам, относятся участки:
- находящиеся на территории сразу нескольких регионов РФ;
- отвечающие за потребности федерального назначения;
- на которых обитают редчайшие разновидности рыб;
- расположенные на границах морей;
- относящиеся к курортам, специально охраняемым зонам, лечебно-оздоровительным комплексам федерального назначения.
Организации и граждане как субъекты прав водопользования
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.
Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до 3 лет, право долгосрочного пользования — от 3 до 25 лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного сервитутов. Каждый может пользоваться водным объектом общего пользования и иным водным объектом, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервиту- ты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Правовой режим водоохранных зон
В целях охраны водных объектов от деградации водным и земельным законодательством предусматривается установление водоохранных зон с режимом ограничений на хозяйственную и иную деятельность. Водоохранные зоны устанавливаются только дли поверхностных водных объектов. Их размеры и границы утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов МПР России.
Водоохранная зона — территория, примыкающая к акваториям поверхностных водоемов и водотоков, ширина которой определяется в зависимости от протяженности водотоков или площади водоемов. Максимальная ширина водоохранных зон — 500 м от уреза воды. Структурно в состав водоохранной зоны входят прибрежная защитная полоса, часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водоему. Ее ширина колеблется от 15 до 100 м. Размеры и границы водоохранных зон на территории поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. Граница прибрежных защитных полос может быть совмещена с парапетом набережной.
Земли водоохранных зон могут относиться к различным категориям земель — сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и др., образуя лишь в пределах прибрежной защитной полосы либо земель, занятых гидротехническими или водохозяй-ственными сооружениями, земли водного фонда. Вместе с тем независимо от этого регулирование землепользования в пределах всех водоохранных зон осуществляется на комплексной основе, исходя из интересов охраны водных объектов.
Водоохранные зоны устанавливаются на основе проектов для каждого конкретного водного объекта исходя из его целевого назначения, состояния и других показателей и обозначаются на местности специальными знаками.
Проекты водоохранных зон включают необходимые картографические материалы и содержат рекомендации по использованию земель.
Наиболее строгий режим землепользования устанавливается для прибрежной защитной полосы, где запрещаются распашка земель, применение удобрений, выпас скота, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство, движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения. Здесь разрешено размещать объекты водоснабжения, рекреации, портовые и гидротехнические сооружения. За пределами прибрежной защитной полосы в водоохранной зоне независимо от категории земель не разрешаются размещение складов удобрений, мест складирования отходов, применение химических средств борьбы с вредителями, мойка и ремонт автомобилей, размещение коллективных стоянок личных и государственных машин. Разрешается размещение дачных и садово-огородных участков при условии соблюдения землепользователями установленных в проектах ограничений.
Согласно ЗК и ВК, участки, прилегающие или имеющие на своей площади замкнутые водные пространства, могут находиться в собственности у частных и юридических лиц. В таком случае территории выполняют хозяйственный функционал и могут быть проданы или переданы во владение вместе с расположенными на них прудами, карьерами и иными искуственными водоемами.
Важно отметить, что объектом купли продажи в этих случаях могут быть только замкнутые элементы: реки, озера не могут быть отчуждены вместе с прилегающими территориями, поскольку являются государственной собственностью и принадлежат к категории объектов общего пользования. Передача в собственность может быть осуществлена, если водоем, расположенный на участке:
- имеет незначительные размеры;
- не имеет протока к иным водоемам;
- имеет замкнутую береговую линию.
При соблюдении всех перечисленных факторов, участки могут быть куплены, проданы, переданы в наследство или подарены. Если территория не является собственностью, пользоваться ей в хозяйственных нуждах и физическим, и юридическим лицам разрешается только на правах сервитута.
С учетом этого земля водного фонда может принадлежать государству, субъекту Федерации, муниципалитету, юридическому или физическому лицу. Но для того, чтобы такие земли были надежно защищены в вопросе экологии, предусмотрено создание охранных зон со специальным правовым режимом эксплуатации земли участка.
Порядок эксплуатации и правовой статус водоохранной зоны устанавливается согласно статьи 111 Водного Кодекса. Он определяет такую зону как территорию, примыкающую к водному объекту и имеющую специальный режим землепользования. Самая главная цель создания природоохранной зоны – сохранность экологии. Ведь не только важно сохранение качества воды и грунта.
Водные объекты и земли под ними в большинстве случаев являются местами обитания уникальной флоры и фауны, которые нуждаются в защите от уничтожения.
Перевод в другую категорию
Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.
ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.
Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.
Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.
Что разрешено и что запрещено?
В статьях Водного кодекса определены основные понятия охраняемых водных зон, характерных объектов и хозяйств с установлением особого правового режима. В пределах каждой такой территории осуществляется соответствующая деятельность по фактическому сохранению и проведению необходимой очистки учётного ресурса, включая в себя совершенствование технологий, чистку поверхностей, контроль эксплуатации и многое другое. Ссылаясь на это, можно назвать деятельность, которая в охраняемых зонах категорически запрещена. Запрещено:
- Использовать стоки для водного снабжения почвы;
- Размещать отходники, отстойники, кладбища, скотомогильники;
- Осуществлять авиационно-химические опыления;
- Организовывать нерегулируемое движение транспорта, стоянки, если для этого нет специально оборудованных мест;
- Размещать горючие, смазочные вещества, ремонтировать и мыть транспортные средства;
- Нелегально устанавливать и эксплуатировать судостроительные организации, неутверждённые верфи, сооружения внутреннего водного пути;
- Хранить и использовать полезные ископаемые;
- Незаконно добывать полезные ископаемые;
- Организовывать свалки;
- Вести некоторые виды хозяйственной деятельности.
В свою очередность, земли, относящиеся к земельному водному фонду, разрешено использовать для проектирования, последующего ведения строительства, эксплуатации разрешённого хозяйственного и иного сооружения, если оно оснащено специальным оборудованием, а именно:
- Центральной канализацией;
- Системой водоотвода;
- Техникой для сбора отхода и фильтрования сточной воды.
Статья 102. Земли водного фондаВодным объектом Поверхностные водные объекты
- – на моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
- – водотоки (реки, ручьи, каналы);
- – водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
- – болота;
- – природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
- – ледники, снежники.
- – моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня – по линии максимального отлива;
- – реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они нс покрыты льдом;
- – пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды;
- – болота – по границе залежей торфа на нулевой глубине.
Подземные водные объекты
- – бассейны подземных вод;
- – водоносные горизонты.
Береговая полосаЗапрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы,отвечающем санитарным и экологическим требованиямурегулированный водным законодательством
- 1) целевым назначением водоемов. В частности, если водоем используется для получения вод питьевого назначения, то вокруг него устанавливаются соответствующие округа санитарной охраны; если он используется в качестве рыбохозяйственного, то на прибрежных полосах его действует правовой режим охраны рыбных запасов, ограничения хозяйственной деятельности, оказывающей отрицательное влияние на состояние рыбных запасов; если водоем решено использовать в качестве места для купания, то вводятся определенные ограничения на деятельность хозяйственных предприятий, сбрасывающих сточные воды в этот водоем, и т.п.;
- 2) экологической обстановкой, сложившейся в месте его нахождения. Так, если данная местность оказалась объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия, то законодательством о зонах экологических бедствий могут быть ограничены и даже прекращены все виды природопользования, в том числе использование данного водоема (ст. 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды»);
- 3) правовым статусом субъектов землепользования. К примеру, забор воды сельскохозяйственным предприятием, использующим водный объект для питьевых нужд в порядке централизованного водоснабжения, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Управление и мониторинг
Управление и мониторинг земель водного фонда осуществляется органами власти согласно правовой положение. Охрана земель водного фонда является важной задачей в рамках управления такими территориями. Для эффективного управления необходимо знать характеристики и особенности каждой категории земель, а также определить разрешенные виды использования и запрещенные действия.
Водные объекты, включая береговую линию, являются объектами государственной собственности и подлежат особому режиму использования. Общая понятие водного фонда включает в себя водные объекты, их земли и воздушное пространство над ними. Перевод земель водного фонда в другие категории или их изъятие из фонда осуществляется только по особым условиям и процедурам.
Для эффективного управления землями водного фонда необходимо осуществлять мониторинг и контроль, чтобы предотвращать нарушения и сохранять природные ресурсы. Мониторинг включает в себя сбор данных о состоянии и использовании водных объектов, их экосистеме и биоразнообразии. Также осуществляется контроль за соблюдением правил использования земель водного фонда и защитой их от незаконной застройки или иного неправомерного использования.
Органы власти, которые отвечают за управление и мониторинг земель водного фонда, определяют разрешенные виды использования в соответствии с их категорией. Например, на землях береговой линии могут быть разрешены такие виды использования, как общедоступное присоединение к воде, организация отдыха и рекреации.
Важным аспектом управления землями лесного фонда является правовое обеспечение. Необходимо разработать и применять законодательные и нормативно-правовые акты, которые характеризуют разрешенные и запрещенные виды использования таких территорий.
Разрешенное использование земель водного фонда
Земли водного фонда — это территории, находящиеся в пределах границ водных объектов, таких как реки, озера, водохранилища и другие. Они относятся к категории земель особого режима и имеют свое специфическое положение с точки зрения использования.
Одной из основных характеристик земель водного фонда является их береговая линия — граница между сушей и водой. Общая охрана, использование и перевод земель водного фонда осуществляется в соответствии с правовыми актами и нормами, установленными для данной категории земель.
Виды разрешенного использования земель водного фонда определяются в соответствии с их природными особенностями и назначением. Для таких территорий разрабатываются специальные режимы использования и охраны, направленные на сохранение водных ресурсов и их экологическую целостность.
Кто является собственником земель водного фонда? Согласно законодательству Российской Федерации, вода и водные объекты являются общими благами. Однако, земли водного фонда могут принадлежать государству, муниципалитетам, юридическим и физическим лицам.
Что относится к объектам использования земель водного фонда? К таким объектам относятся причалы, пляжи, дамбы, водозаборы, трубопроводы и другие сооружения, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов.
Запрещенное использование земель водного фонда включает размещение тяжелой промышленности, складов опасных веществ, сельскохозяйственной деятельности и т.д. Ограничения по разрешенному использованию земель водного фонда устанавливаются в соответствии с их категорией и классификацией.
Таким образом, земли водного фонда имеют свое определение, правовой режим и характеристики. Разрешенное использование этих земельных участков определяется на основе их назначения и природных особенностей. Охрана и контроль за использованием земель водного фонда направлены на сохранение водных ресурсов и экологическую целостность водных объектов.
Перевод и изъятие земель водного фонда
Земли водного фонда являются особой категорией земель, относящихся к природно-ресурсному комплексу и предназначенных для охраны и использования водных объектов. Правовое положение этих земель определено такими понятиями, как перевод и изъятие.
Перевод земель водного фонда – это изменение их категории использования и возможного назначения. Как правило, такой перевод возможен только в случаях, когда это не противоречит законодательству и не повлияет на сохранность и охрану водных объектов. Кто может быть собственником земель водного фонда и какие виды разрешенного использования могут быть предоставлены — четко регламентируются правилами и положениями, установленными для этих территорий.
Изъятие земель водного фонда – это лишение их собственника права собственности на эти земли. Общая характеристика изъятия земель водного фонда заключается в том, что это запрещенное действие и может осуществляться только в исключительных случаях, описанных в соответствии с законодательством. Процедура изъятия земель водного фонда должна соблюдать строгие правила и включать в себя оценку всех возможных последствий для водных объектов и близлежащей территории.
Такие территории, как береговая линия и водные объекты, относятся к землям водного фонда и подлежат особой охране. Охрана этих территорий проводится в соответствии с установленным режимом и определенными правилами. Запрещенное использование таких земель водного фонда предусматривает строгое запрещение любых действий, противоречащих сохранности и охране водных объектов.
- Понятие земель водного фонда является важным для определения правового режима и использования этих территорий.
- Категории земель водного фонда отличаются своими особенностями и правилами использования.
- Виды перевода и изъятия земель водного фонда должны соблюдать все требования и ограничения, установленные законодательством.
Таким образом, перевод и изъятие земель водного фонда представляют собой важную процедуру, связанную с изменением категории использования этих территорий и лишением собственника права собственности на земли водного фонда. Это позволяет обеспечить правильную охрану и использование водных объектов и сохранность их природной окружающей среды.