Основные средства в бюджетном учреждении что нового в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные средства в бюджетном учреждении что нового в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одно из главных отличий ФСБУ 6/2020 от ПБУ 6/01, который действовал ранее, заключается в установленной предельной величине стоимости основных средств (ОС). Если ранее она составляла 40 тысяч рублей, то теперь она не установлена вовсе – компания может установить этот лимит самостоятельно (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом объекты со сроком полезного использования (СПИ) более года и стоимостью ниже лимита можно сразу списывать в расходы. Лимит ОС необходимо прописать в учётной политике.
Согласно п. 10, 33 – 41, Инструкции № 162н в бюджетном учете операции по вводу (передаче) в эксплуатацию основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно (кроме библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества) оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
Списаны с балансового учета основные средства стоимостью до 10 000 руб. |
1 401 20 271 |
1 101 хх* 410 |
Приняты на забалансовый учет основные средства стоимостью до 10 000 руб. |
Забалансовый счет 21 |
|
Списаны с забалансового учета основные средства стоимостью до 10 000 руб. |
Забалансовый счет 21 |
Какие ошибки допускают в применении КВР
Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.
Какие нарушения встречаются чаще всего, как их избежать:
Ошибка | Штраф, наказание | Как избежать |
---|---|---|
Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством | Ст. 15.14 КоАП РФ:
|
Если в учреждении планируется операция, которой нет в Приказе № 82н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения. Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется |
Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара | Недопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров) | |
На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок | Такие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды | |
Применен КВР, который не соответствует типу учреждения | Перед проведением спорной операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из Приказа № 82н |
Виды и группы основных средств согласно ФСБУ 6/2020
ФСБУ 6/2020 предусматривает классификацию ОС бухучёта по видам и группам. Организации должны определять их самостоятельно, опираясь на правила стандарта.
Виды ОС могут быть разнообразными, всё зависит от основного назначения объектов. Вот несколько примеров, которые приведены в самом стандарте:
- транспорт;
- различная техника и оборудование;
- недвижимость;
- инвентарь для производственных и хозяйственно-бытовых целей.
Группой считается совокупность объектов ОС, принадлежащих к одному виду и объединённых сходным характером использования. То есть, группа — это более узкое подразделение, и один вид ОС может включать в себя несколько групп.
Особенности групп основных средств:
- Вся недвижимость, которую организация сдаёт в аренду или использует для получения прибыли от прироста её стоимости, объединяется в отдельную группу под названием «инвестиционная недвижимость».
- Если какой-то объект ОС учитывается по переоценённой стоимости, то все средства, объединённые вместе с ним в общую группу, должны переоцениваться тем же способом.
- У каждой группы должен быть единый способ начисления амортизации.
Кто должен применять ФСБУ 6/2020
Все компании, за исключением бюджетных организаций, должны применять ФСБУ 6/2020. Субъекты малого предпринимательства, которые используют систему упрощённого бухучёта, тоже должны обращаться к новому стандарту, но некоторые его положения для них не обязательны. Они также могут не применять ФСБУ 6/2020 в отношении объектов ОС, которые были приняты к учёту до 1 января 2022 года.
Все остальные организации должны перейти на ФСБУ 6/2020, выбрав один из двух способов перехода: ретроспективно или посредством единовременной корректировки балансовой стоимости. В первом случае учёт ОС происходит так, будто ФСБУ 6/2020 действовал с момента появления объекта, и проводится перерасчёт всех прошлых показателей в бухгалтерской отчётности. Во втором случае балансовая стоимость ОС корректируется на начало отчётного периода, с которого используется новый стандарт. Для этого берётся первоначальная стоимость, рассчитанная по старым правилам и из неё вычитается накопленная амортизация, рассчитанная по правилам ФСБУ 6.
Внедрение цифровых технологий для учета и контроля основных средств
В 2024 году бюджетные учреждения ориентируются на внедрение цифровых технологий для учета и контроля своих основных средств. Это позволит существенно упростить и автоматизировать процессы бухгалтерии, обеспечивая более точный и быстрый учет имущества.
Одним из инновационных решений в этой области является внедрение специализированного программного обеспечения, которое позволяет вести электронный журнал учета основных средств. При помощи этой системы можно отслеживать местонахождение, техническое состояние и историю использования каждого объекта имущества. Такой подход обеспечивает полную прозрачность и контроль над основными средствами, а также упрощает выполнение проверок и аудита со стороны контролирующих органов.
Для более удобного и эффективного учета основных средств также могут применяться различные виды технических средств, например, штрихкоды или RFID-метки, которые позволяют автоматически считывать и записывать информацию об объектах имущества. Это позволяет сократить время и исключить вероятность ошибок при внесении данных в систему учета.
Внедрение цифровых технологий для учета и контроля основных средств является неотъемлемой частью процесса цифровизации бюджетных учреждений. Это не только повышает эффективность работы бухгалтерии и обеспечивает надежный контроль над имуществом, но и способствует повышению прозрачности и улучшению управления бюджетными ресурсами.
Контроль и учет основных средств: новые правила
В 2024 году в связи с изменениями в законодательстве вступают в силу новые правила контроля и учета основных средств бюджетного учреждения. Эти изменения направлены на более эффективную организацию процессов учета и контроля за использованием основных средств.
Главной новацией является внедрение автоматизированной системы учета, которая позволяет единообразно оформлять и хранить информацию о каждом объекте основных средств. Новая система также обеспечивает возможность оперативного мониторинга состояния и использования каждого объекта, что позволяет более точно планировать расходы и принимать управленческие решения.
В рамках новых правил также усиливается контроль за движением и использованием основных средств. Теперь каждое перемещение объекта должно сопровождаться соответствующим документом, подтверждающим его передачу или получение. Это позволит более детально отслеживать перемещение и использование каждого объекта, а также предотвращать возможные злоупотребления.
Более жесткие правила относятся и к списанию основных средств. Теперь списание может осуществляться только по решению специальной комиссии, которая должна провести соответствующую экспертизу и подтвердить необходимость списания. Это обеспечивает дополнительную защиту от неправомерного списания и позволяет более эффективно управлять имущественным комплексом бюджетного учреждения.
Новые правила контроля и учета основных средств в бюджетных учреждениях вступают в силу с января 2024 года. Они направлены на повышение прозрачности и эффективности управления основными средствами, что способствует более эффективному использованию бюджетных средств и повышению качества предоставляемых услуг. Ознакомьтесь с новыми правилами и готовьтесь к их внедрению уже сейчас!
Пути оптимизации затрат на основные средства
Для бюджетного учреждения крайне важно рационально использовать свои финансовые ресурсы, в том числе и на приобретение и обслуживание основных средств. Оптимизация затрат в этой сфере может быть достигнута путем применения следующих подходов:
1. Анализ и оценка необходимости основных средств. Перед проведением каких-либо расходов на основные средства необходимо провести анализ и оценку их необходимости. Если оказывается, что определенное оборудование или объект не является неотъемлемой частью работы учреждения, то его приобретение может быть отложено или отклонено.
2. Планирование бюджета на основные средства. Для эффективного использования финансовых ресурсов необходимо составить детальный план расходов на основные средства на ближайший период. Планирование позволяет избежать ситуаций, когда бюджетное учреждение вынуждено внезапно потратить значительные суммы на ремонт или замену устаревшего оборудования.
3. Проверка рыночной стоимости. При заключении договоров на приобретение основных средств следует обязательно проводить сравнительный анализ рыночных цен и выбирать наиболее выгодное предложение. Это позволит бюджетному учреждению сэкономить средства и получить качественное оборудование по наилучшей цене.
4. Регулярное обслуживание и ремонт. Правильное обслуживание и своевременный ремонт основных средств позволяют продлить их срок службы и избежать дорогостоящих аварий. Это позволит бюджетному учреждению экономить средства на замене основных средств и на осуществлении неотложных ремонтных работ.
5. Использование аренды. Вместо приобретения дорогостоящих основных средств можно рассмотреть возможность их аренды. Это позволит сэкономить на начальной стоимости их покупки, а также увеличит гибкость учреждения при замене или модернизации оборудования.
Метод | Краткое описание |
---|---|
Анализ и оценка необходимости | Провести анализ необходимых основных средств и их оценку |
Планирование бюджета | Составить детальный план расходов на основные средства |
Проверка рыночной стоимости | Сравнить рыночные цены при выборе поставщиков |
Регулярное обслуживание и ремонт | Проводить систематическое обслуживание и своевременный ремонт основных средств |
Использование аренды | Возможность аренды основных средств вместо их приобретения |
Новые правила бюджетного учета
С 2024 года вступают в силу существенные изменения в бюджетном учете, которые повлияют на все организации, занимающиеся бюджетным учетом.
Основная цель новых правил заключается в улучшении прозрачности и надежности бюджетного учета. Для этого введены новые стандарты и требования, которые позволят более точно отражать финансовое положение и результаты деятельности организации.
Нововведение | Описание |
---|---|
Учет по принципу сопоставимости | Все операции и события должны быть отражены в учете в момент их фактического возникновения. Это позволит более точно отслеживать движение средств и имущества, а также оценивать финансовые результаты. |
Расширение понятия бюджетных средств | Теперь в бюджетные средства включаются не только деньги, полученные от бюджета, но и другие активы, полученные от государственных или муниципальных органов. Это позволит более полно учитывать все поступления и расходы организации. |
Новые методы учета доходов и расходов | Введены новые методы учета доходов и расходов, которые позволят более точно определить финансовые результаты организации. В частности, учитывается стоимость использованных ресурсов и выполненных работ, а также учитываются все факторы, влияющие на доходы и расходы. |
Строгая документация | Теперь требуется строгая документация всех операций и событий, связанных с бюджетным учетом. Это включает в себя составление детальных отчетов, учет документов и договоров, а также документальное подтверждение всех проведенных операций. |
Внедрение новых правил бюджетного учета может потребовать дополнительных затрат и времени от организаций. Однако, это также открывает новые возможности для более точного и прозрачного учета, что может положительно сказаться на финансовом состоянии и имидже организации.
Внедрение изменений в бюджетный учет с 2024 года приведет как к выгодам, так и к потерям для предприятий. Рассмотрим основные преимущества и недостатки новых правил.
Какие ошибки допускают в применении КВР
Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.
Какие нарушения встречаются чаще всего, как их избежать:
Ошибка | Штраф, наказание | Как избежать |
---|---|---|
Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством | Ст. 15.14 КоАП РФ:
|
Если в учреждении планируется операция, которой нет в Приказе № 82н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения. Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется |
Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара | Недопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров) | |
На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок | Такие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды | |
Применен КВР, который не соответствует типу учреждения | Перед проведением спорной операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из Приказа № 82н |
Индивидуальные планы счетов
Индивидуальные планы счетов состоят из набора учетных счетов, каждый из которых имеет свой уникальный номер и название. Эти счета группируются в различные категории, чтобы облегчить анализ финансовой информации и оценку финансового состояния организации.
С помощью индивидуальных планов счетов можно отслеживать все финансовые операции, включая поступления и расходы, а также контролировать бюджетные ассигнования и издержки. Они также помогают соблюдать правила бюджетного учета и обеспечивать точность финансовой отчетности.
Индивидуальные планы счетов разработываются с учетом специфики каждой организации и ее потребностей. Они могут быть адаптированы в соответствии с изменениями в законодательстве или внутренними требованиями компании. Важно иметь актуальный и обновленный план счетов, чтобы быть уверенным в правильности ведения бюджетного учета и отчетности.
Учет малоценных основных средств
Ранее малоценка сначала учитывалась на счете 10, а по мере отпуска активов в производство списывалась на расходы. Учет малоценных основных средств в 2023 году ведется иначе. Теперь такие объекты относят в состав расходов сразу же, в том периоде, в котором траты по их приобретению были произведены. Счет 10 больше не используется.
При этом в п.5. ПБУ 6/2020 ясно указано, что организация обязана обеспечить контроль за учетом малоценных активов после их списания. Это может быть реализовано следующим образом:
- учет малоценки на отдельных забалансовых счетах;
- учет таких активов в особых бухгалтерских регистрах, разработанных самостоятельно (соответственно, состав и формы таких документов должны быть закреплены учетной политикой).
Зачем и как делать учетную политику общедоступной
С 2020 года регламенты по бухгалтерскому и налоговому учетам стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять учетную политику.
Все представители бюджетной сферы обязаны опубликовать регламент учета на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.
Подход позволяет контролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Учредитель проверяет:
- правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
- соответствует ли он заявленным требованиям и стандартам;
- отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.
При выявлении несоответствий учредитель распоряжается об устранении нарушений в кратчайшие сроки.
Какие основные средства можно списывать в бюджетных учреждениях
Согласно действующим нормативным актам, можно списывать основные средства в следующих случаях:
- Амортизация. Основные средства, приобретенные бюджетным учреждением, должны быть амортизированы в соответствии со сроками и нормами, установленными законодательством. Амортизационные выплаты учитываются в финансовом плане учреждения и уменьшают налогооблагаемую прибыль.
- Износ и повреждения. При достижении основным средством предельного срока эксплуатации или при возникновении необратимого повреждения, оно может быть списано. Обычно для этого требуется проведение экспертизы и получение соответствующего заключения.
- Списание в связи с обновлением парка основных средств. Бюджетные учреждения могут списывать старые или неисправные основные средства при приобретении новых, более современных аналогов.
Как учесть по новым правилам объекты основных средств, балансовая стоимость который уже равна нулю
При этом первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценки) не изменяется. Пересматривается СПИ, в связи с этим пересчитывается сумма амортизационных отчислений. Новый СПИ определяется исходя из того, в течение какого срока использование объекта ОС будет приносить экономические выгоды организации.
Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывается в первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2023. Следовательно, в пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год организации требуется раскрыть причину изменения срока полезного использования, а также сумму изменения величины амортизации.
Для облегчения перехода на новый порядок учета основных средств в бухгалтерской отчетности, начиная с которой применяется ФСБУ 6/2023, организация может не пересчитывать связанные с основными средствами сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному). Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения ФСБУ 6/2023 в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с ФСБУ 6/2023 исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии ФСБУ 6/2023. (п. 49 ФСБУ 6/2023, информационное сообщение Минфина России от 03.11.2023 N ИС-учет-29).
С 2023 года вводится новый стандарт ФСБУ 6/2023, который не предполагает отражение основных средств с балансовой стоимостью равной нулю. У организации есть такие объекты, срок полезного использования которых уже давно вышел, балансовая стоимость равна нулю, но организация продолжает их эксплуатировать. Что делать с такими основными средствами — заново определить срок полезного использования, ликвидационную стоимость, пересчитать амортизацию с учетом нового СПИ и ликвидационной стоимости?
Согласно п. 8 ФСБУ 6/2023 организация определяет СПИ для каждого объекта основных средств, а сумма амортизации объекта основных средств за отчетный период должна определяться таким образом, чтобы только к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной нулю, или равной его ликвидационной стоимости (если она определена) (п. 32 ФСБУ 6/2023).