Невыясненные платежи в банке срок возврата
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Невыясненные платежи в банке срок возврата». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).
Обратная связь с налоговиками.
Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.
Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:
отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;
не указан (неверно указан) ИНН плательщика;
несоответствие ИНН наименованию плательщика;
отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;
указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;
отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;
налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;
уплата налога производится за третьих лиц;
отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;
отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;
отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.
После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.
При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).
К сведению:
В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.
По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.
Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».
Порядок работы налоговых органов с невыясненным платежом
Для налоговых органов невыясненным платежом считается:
- Платеж по расчетному документу, в одном из полей которого налогоплательщиком информация не указана или указана ошибочно;
- Платеж, который определить однозначно к отражению налоговиками в своих информационных ресурсах невозможно.
Другими словами, если к конкретному налогу отнести платеж налоговики не могут, в силу того, недостаточно информации в платежном поручении, они относят его к невыясненным платежам. В налоговом органе информация по всем невыясненным платежам собирается в одной ведомости по учету невыясненных поступлений. Такая ведомость содержит информацию по следующим платежам:
- Отнесенным на КБК по невыясненным поступлениям;
- Оформленным с нарушением Правил;
- Платежам, которые нельзя классифицировать по карточкам определенных налогоплательщиков;
- Платежам, по которым у конкретного налогоплательщика не открыты карточки расчетов.
Когда стоит беспокоиться о недоставке платежа?
Время доставки перевода зависит от многих факторов: в какой банк отправляются деньги, в какой валюте, какая сумма и проч. Если сумма платежа превышает 600 т.р., то по 115-ФЗ банк вправе потребовать документы, на основании которых делается данный платеж, например, договор купли-продажи или дарения. До предоставления этих документов платеж может быть заблокирован.
Переводы внутри банка проходят одним днем. Исключение: платежи, сделанные поздно, могут проходить на следующий день Перевод за пределы банка проводятся дольше (до 3-5 рабочих дней). Это зависит от скорости зачисления денег по межбанковским счетам. Например, если платеж сделан поздно вечером в пятницу, то обработаться он может только в понедельник утром. В итоге время доставки перевода растягивается до недели.
Почему возникают и как возвращаются плательщику невыясненные поступления
Может. Но на практике это почти бесполезно. Существующие электронные банковские форматы обмена информацией не предусматривают отправки сообщения с коррекцией «в догонку». То есть отправлять нечего и нет способа это сделать. Операционист может отправить письмо в простой свободной форме, но оно вряд ли будет учтено принимающей стороной. Просто потому, что в регламенте обмена электронными платежными документами такой способ общения не предусмотрен. Другое дело, если принимающий банк сам столкнулся с трудностями. Например, не все реквизиты с его точки зрения заполнены корректно. И, например, получатель имеет другой ИНН чем тот, что указан в платежке. Тогда он сам должен отправить запрос и в его ответе можно отправить правильные реквизиты.
В этом случае деньги поступают на счета Федерального Казначейства. Обратно они сами по себе отправлены не будут, никаких запросов в связи с ними тоже не поступит. Единственный правильный ход дела — от имени плательщика написать официальное письмо в Казначейство, с просьбой считать платеж с одними реквизитами платежом с другими реквизитами. В этом случае работники Казначейства переведут его со счета невыясненных платежей, где он может находиться теоретически бесконечно долго, на счет с правильными реквизитами. Можно попытаться и вернуть деньги. Но зная перспективы этого процесса и довольно длительные обстоятельства, им сопутствующие, операционист и работники банка будут пытаться полностью возложить всю ответственность за него на клиента. Тем более, что по их убеждению он и так ответственный.
Одновременно самый простой и самый сложный путь.
Самый простой: если реквизиты получателя указаны неправильно (наименование, ИНН, КПП и т.д.), то банк получателя обязан выставить уточняющий запрос отправителю. Попутно поставить платеж на «не выясненные». Если пояснений не поступит — в течение 5 дней отправить его обратно. В этом случае клиент получит свои деньги.
Бывший системный администратор, специалист по информационной безопасности и вообще «все про компьютеры и софт» одной небольшой небанковской кредитной организации, прошедшей через процедуру отзыва лицензии.
Что собой представляет невыясненный платеж
Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:
- В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
- Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
- Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
- Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
- Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
- Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).
Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.
ВАЖНО! Если зарегистрирован невыясненный платёж, компании нужно направить заявление на возврат. Альтернативный вариант – зачет суммы, выплаченной по ошибке, в структуру, в которую нужно направить платеж.
ВНИМАНИЕ! Невыясненные платежи должны быть отображены в бухучете.
Учет невыясненных платежей
Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:
- ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
- ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
- ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
- ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).
Как налоговые органы работают с невыясненными платежами?
Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:
- ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
- ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.
Бухгалтерские проводки могут создаваться только на основании информации из первичных документов.
Возврат ошибочно и излишне перечисленных денежных средств
Из данного документа (копию прилагаю) не возможно определить какому конечному получателю отправлены средства. На просьбу разъяснить мне это или инициировать расследование платежа сотрудник банка отказал. Прошу помочь разобраться в данном вопросе.
Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.
ВАЖНО! Если зарегистрирован невыясненный платёж, компании нужно направить заявление на возврат.
Таким образом, в случае необходимости возврата или уточнения платежей в бюджет, плательщику необходимо обращаться к администратору доходов бюджета с письменным заявлением.
Орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) и направляет его администратору поступлений в бюджет.
Администратор доходов бюджета в срок, не превышающий 20 рабочих дней (если законодательством РФ не установлен иной срок) со дня представления в его адрес Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. Невыясненные поступления подлежат возврату соответствующим органом Федерального
Если это был платеж с текущего/карточного счета, то вам нужно мгновенно, сразу же после того, как платеж был отправлен, обратиться к своему операционисту (лично, если вы в банке, по телефону или по телефону горячей линии) и попросить отменить его – возможно вы успеете сделать это до того, как платеж уйдет из банка. Затем необходимо будет оформить соответствующее заявление.
Следует написать исковое заявление в судебную инстанцию по месту регистрации заявителя.
По своей сути он изначально представляет собой излишне оплаченные денежные средства.
- Даже после зачисления на счёт таможенных органов, они считаются собственностью лица или организации, которые их перечисляли (п.3 в ст.330 ТК РФ).
- Не являют собой таможенные платежи: налоги, пошлины, акцизы и сборы.
- Меняют свой статус на «таможенные платежи» после предоставления в таможенный орган распоряжения об их уплате в качестве последних: заявления, грузовой таможенной декларации.
Плательщик может обратиться с заявлением о полном возврате переплаченных средств в течение 3-х годичного срока, начинающегося с момента оплаты или взыскания этих платежей в досудебном порядке. Данный срок пресекателен по своему характеру, и не может быть нарушен или увеличен ни в каких случаях.
Но стоит заметить, что данный срок указывается в законодательных актах для досудебного разрешения проблемы.
Возврат осуществляется при наличии этих условий:
- Указанное назначение платежа говорит о том, что платеж отправлен не в бюджет.
- Зачисление невыясненного платежа выполнено из-за ошибки банковского учреждения.
Возврат может быть выполнен в течение 3 дней. Основание для него – поданная налогоплательщиком заявка на возврат. Составляется она на основании письма от фирмы, поступившего в Казначейство.
Что делать, если условий для возврата, оговоренных законодательно, нет? Для подобных случаев есть другой нормативный акт – статья 1102 ГК РФ.
Согласно этой статье лицо, необоснованно получившее чужую собственность, должно ее возвратить. Для возврата фирме нужно обратиться к лицу, которое получило перевод. Если лицо отказалось возвращать средства, фирме следует обратиться в суд.
Почему платеж не дошел до адресата?
Причин, из-за которых деньги могли не дойти до адресата, несколько:
- Реквизиты указаны неверно. Перед тем, как подтвердить отправку, нужно несколько раз перепроверить все веденные данные. Если в какой-либо категории будет хотя бы один недочет (не хватает цифры, ошибка в написании инициалов, неправильно указан БИК банка и т.д.), платеж не будет осуществлен. Обычно в таких ситуациях деньги через несколько дней возвращают на счет отправителя, а в истории операций появляется пометка «Не исполнен» или «Возвращен». В некоторых случаях средства отправляют не обратно плательщику, а на счет «Невыясненные суммы» или «До востребования». Тогда сотрудники банка связываются с отправителем любым доступным способом и просят скорректировать введенные реквизиты либо получить платеж обратно на свой счет. Может быть и так, что деньги, отправленные в другой банк, просто зависнут. Например, если номер счета получателя и ФИО не совпадают. Тогда платеж оседает на счете невыясненных сумм и ждет соответствующего запроса.
- Технические неполадки. Оборудование и операционные системы, которыми пользуются кредитно-финансовые учреждения, довольно точные и надежные, но даже у них случаются сбои. Если в момент отправки вашего перевода система пусть и на секунду вышла из строя, деньги могли попасть не на тот счет или просто зависнуть в папке «До востребования».
- Счет заблокирован или на нем недостаточно средств. Чаще всего эта причина связывается с арестом, который накладывают на банковскую карту судебные приставы. Они действуют на основании решения суда, в который поступил иск от Налоговой службы, бывшего супруга, ГИБДД и др. о крупной задолженности. Пока за вами числится долг, никаких операций по счету совершить вы не сможете.
Поэтому важно следить за историей платежей и дожидаться, пока статус очередной транзакции не перейдет в «Исполнено». Если деньги с карты ушли, но адресат их так и не получил, пора приступать к их розыску.
Возврат по платежному поручению
Перечисление денежных средств с ошибками, допущенными в платежном поручении, условно можно разделить на два вида:
- невыясненные платежи в бюджет;
- иные платежи с ошибками (к примеру, ошибочное перечисление денежных средств не тому получателю, возврат займа с ошибкой в платежном поручении и т.п.).
Возврат ошибочных платежей до наступления стадии безотзывности одинаков для обоих видов и производится кредитной организацией по волеизъявлению плательщика. Правила такого возврата принимаются банком в соответствии с Порядком от 19.06.2012 N 383-П .
Если же стадия безотзывности пройдена, осуществить возврат труднее, т.к. платеж фактически перечислен и в соответствующую процедуру возврата будет вовлечен получатель ошибочного платежа.
Процедура возврата невыясненных платежей в бюджет Казначейства регулируется Порядком от 18.12.2013 N 125н.
К примеру, невыясненные поступления в федеральный бюджет могут быть возвращены Казначейством, если:
- значение поля «Назначение платежа» не свидетельствует о том, что данный платеж относится к платежам в бюджет (возврат осуществляется по заявлению плательщика);
- невыясненное поступление зачислено в результате ошибки банка.
Дебиторская и кредиторская задолженность в кредитных организациях: порядок учета и другие аспекты.
Марина ПОСАДСКАЯ
Часть 19. Суммы, поступившие на корреспондентские счета и списанные с корреспондентских счетов до выяснения
С бухгалтерским учетом задолженности такого рода проблем обычно не возникает. Но это не означает, что и с другими аспектами работы с суммами «до выяснения» все просто и понятно.
Нормативные акты
Основным нормативным актом, определяющим порядок отражения в бухгалтерском учете сумм, поступивших на корреспондентские счета и списанных с корреспондентских счетов до выяснения, является Положение Банка России от 16.07.12 № 385-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее – Положение № 385-П).
Кроме того, отдельные аспекты работы с такими суммами регламентируются:
Положением Банка России от 19.06.12 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее – Положение № 383-П); Федеральным законом от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – закон о НПС).
Учет невыясненных платежей
Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:
- ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
- ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
- ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
- ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).
Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:
- ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
- ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.
Бухгалтерские проводки могут создаваться только на основании информации из первичных документов.
Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.
Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:
– номера счета Федерального казначейства;
– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.
При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).
Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.
Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.
Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:
– номера счета Федерального казначейства;
– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.
При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).
Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.
Особенности возврата невыясненных платежей
Порядок возврата невыясненного платежа в бюджет установлен Порядком №125 от 18 декабря 2013 года. Возврат осуществляется при наличии этих условий:
Возврат может быть выполнен в течение 3 дней. Основание для него – поданная налогоплательщиком заявка на возврат. Составляется она на основании письма от фирмы, поступившего в Казначейство.
Что делать, если условий для возврата, оговоренных законодательно, нет? Для подобных случаев есть другой нормативный акт – статья 1102 ГК РФ. Согласно этой статье лицо, необоснованно получившее чужую собственность, должно ее возвратить. Для возврата фирме нужно обратиться к лицу, которое получило перевод. Если лицо отказалось возвращать средства, фирме следует обратиться в суд.
ВАЖНО! Если фирма получила ошибочный платеж, ей следует в течение 10 дней обратиться в свой банк. Списание возвращенных средств предполагает использование проводки ДТ76 КТ51.
Что собой представляет невыясненный платеж
Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:
- В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
- Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
- Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
- Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
- Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
- Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).
Что собой представляет невыясненный платеж
Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:
- В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
- Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
- Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
- Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
- Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
- Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).
Как уточнить налоговый платеж при ошибке в платежном поручении?
Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.
Код возврата для электронных платежей с реестром
С 01.07.2013 ЦБ РФ ввел в оборот новый платежный документ — ED108, который представляет собой электронное поручение на общую сумму с реестром (информационное письмо от 08.04.2013 МЦИ-12-2-16/1401). Данная инициатива Центробанка была связана с необходимостью реализации п. 3.9 и п. 3.15 положения ЦБ РФ от 29.06.2012 № 384-П.
С момента ввода в оборот документа ED108 РКЦ при обработке соответствующих платежных получений должен осуществлять проверку:
- корректности указания реквизита «Вид платежа» (при использовании системы БЭСП он не должен заполняться);
- статуса отправителя и получателя платежа (если они входят в структуру одной и той же платежной системы территориального учреждения ЦБ, то оба должны быть участниками соответствующей системы);
- соответствия отправителя и получателя — если они работают на разных ТУ ПС Центробанка, статусу участника электронного обмена;
- наличия у получателя лицензии — если она отозвана ЦБ, то как раз и проставляется код 2313;
- соответствия показателя в реквизите «Сумма перевода», который указан в реестре, значениям в реквизите «Сумма» электронного платежного поручения.
Таким образом, если контроль показал, что у получателя платежа нет лицензии Центробанка, РКЦ отклоняет перевод и фиксирует в платежном поручении код возврата со значением 2313.