Самовольный захват земли общего пользования в многоквартирном доме
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самовольный захват земли общего пользования в многоквартирном доме». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пожаловаться на самозахват земли общего пользования можно в Росреестр. Для этого нужно подать заявление, которое станет основанием для проверки участка. Расследование проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использовании и охране земельных участков.
Какой могут выписать штраф?
Штраф за самозахват земли предусмотрен ст. 7.1 КоАП. Если определена кадастровая стоимость земельного участка, его размер составляет:
- для простых граждан – 1-1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. руб.;
- для должностных лиц – 1,5-2% кадастровой стоимости участка, но не менее 20 тыс. руб.;
- для юридических лиц – 2-3% кадастровой стоимости участка, но не менее 100 тыс. руб.
Если кадастровая стоимость участка не определена, размер штрафа следующий:
- для простых граждан – 5-10 тыс. руб.;
- для должностных лиц – 20-50 тыс. руб.;
- на юридических лиц – 100-200 тыс. руб.
Самовольный захват земли общего пользования — это незаконное присвоение гражданами участка земли, находящегося в общественном владении. Такие действия нарушают закон и могут повлечь за собой административную и уголовную ответственность.
Часто причиной самовольного захвата земли является желание граждан владеть капитальными постройками, гаражами или назначить земельный участок для иных целей. Иногда люди, не желающие платить за аренду или покупку земли, самостоятельно занимают пустующие территории или часть общественных зон. Часто такие действия совершаются из-за несоблюдения границ общественных зон или недостатка информации о правилах использования земли.
Граждане, столкнувшиеся с самовольным захватом земли, имеют право на защиту своих интересов. Для этого они могут обратиться в государственную инспекцию, составить и подать заявление о нарушении законов об использовании земельных участков. В заявлении следует указать все дополнительные документы и информацию, подтверждающие их права на участок или факт занятия земли без законных оснований.
Если гражданин обладает всей необходимой информацией и доказательствами, то инспекция должна рассмотреть его заявление в течение 30 дней и принять решение о защите прав собственника. В случае положительного решения, владелец самовольно занятой земли может быть привлечен к ответственности согласно закону.
Законно ли огороженное парковочное место?
Прежде чем переходить к следующим шагам, следует разобраться, действительно ли парковочное место является незаконным. А для этого нужно определить, кому принадлежит земля под автомобилем. При этом возможны следующие варианты:
Земля государственная или муниципальная. Если имеет место этот вариант, то участок может использовать любой гражданин. Гражданский кодекс РФ, статья 262:
1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Земельный участок относится к дому, т.е. является общим имуществом собственников помещений дома. Жилищный кодекс РФ, статья 36:
1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
…
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Земля оформлена в собственность физического или юридического лица. В этом случае собственник может в том числе устроить на своей земле парковку и она будет вполне законной.
Обратите внимание, водитель, который использует огороженное парковочное место, не обязан сообщать первому встречному о том, на каких основаниях он этим местом пользуется. И тем более предъявлять подтверждающие документы. Поэтому при желании Вы можете спросить у него об этом, однако рассчитывать на успешность такого варианта не приходится.
Тем не менее, существует возможность (платная) получения выписки об участке из Россреестра. Этот вариант позволяет определить, кто является собственником земли. Однако даже если земля принадлежит государству или дому, то это далеко не всегда означает, что парковка незаконная. Дело в том, что собственник мог передать участок в аренду, а арендатор организовал на нем парковку.
Таким образом, получение информации о собственнике участка само по себе не гарантирует, что парковка незаконная.
Пусть участок, на котором установлено ограждение, относится к жилому дому. Чтобы оградить на таком участке парковочное место, нужно провести собрание собственников дома, на котором должен быть решен данный вопрос.
Если Вы регулярно посещаете собрания, то Вам должно быть известно, поднимался ли этот вопрос. Если нет, то участок огорожен незаконно.
Если же на собрания Вы не ходите, то узнайте у соседей, обсуждалась ли данная тема.
Как правило, узаконенные парковки предназначены для большого количества автомобилей. Мало кто будет заниматься оформлением документов и согласованиями ради одной машины. Поэтому если Вы видите одиночное парковочное место с замком, то скорее всего оно незаконное.
Примечание. Если автовладельцы за свой счет оборудовали площадку под парковку, засыпали ее щебнем, положили асфальт, установили забор, облагородили территория, то это не делает их собственниками участка. То же самое касается и ситуации, когда водитель собственными силами очистил участок от снега.
Незаконный захват земли общего пользования: куда жаловаться
Земельный кодекс РФ говорит о том, что контролируют ситуацию с использованием земельных участков, уполномоченные на то государственные органы (Госземконтроль), ОМС или уполномоченные последними органы (Земельный контроль муниципалитета), органы, осуществляющие территориальное общественное самоуправление, иные организации общественного характера (объединения), а также отдельные лица из числа граждан (Земельный контроль общественного направления), и другие субъекты землепользования: владельцы и собственники, пользователи и арендаторы, при выполнении ими хозяйственной деятельности (Земельный контроль производственного направления).
Основываясь на правительственном постановлении под № 689 от 15 ноября 2006 года «О земельном государственном контроле», Росреестр, в лице территориальных органов, производит контроль, включая соблюдение исполнения требований, продиктованных земельных законодательством о недопустимости самовольного занятия отдельных участков земли, выполнения земельного обмена и эксплуатации земли без наличия оформленных в соответствии с законом правоустанавливающей документации и без разрешительных в проведении хозяйственной деятельности документов.
В качестве оснований для выполнения проверочных действий по отношению к определенному участку, служат отдельные обращения и жалобы, поступающие от юр. и физ. лиц, так или иначе, касающиеся вопросов нарушения законодательства в земельной сфере. Каждый имеет законное право на обращение в Управление Росреестра.
Очевидно, что забор должен проходить по настоящим границам участков. Смещение его расценивается как самозахват территории. Есть и другие требования. Так, например, высота забора в соответствии с пунктом 6.2 СП 53.13330.2019 по периметру садовых земельных участков рекомендуется от 1,2 до 1,8 м, нельзя устанавливать глухие заборы, так как они будут создавать тень на участках соседей. Кроме того, у садового товарищества, если ваш участок в него входит, могут быть свои критерии и требования – их лучше узнать заранее.
Если отношения с соседями оставляют желать лучшего, рекомендуется перед установкой забора согласовать с ними параметры и получить письменное согласие, сделать соответствующую отметку в документах садоводческого или дачного объединения. В этом случае при возникновении конфликта у вас будет подтверждение, что вы проводили работы с согласия соседей.
Общее правило, как обычно, таково: все работы нужно проводить с учетом требований законодательства, а спорные моменты обсуждать и утверждать с соседями, тогда общение на даче не будет омрачено имущественными или другими конфликтами.
Какие виды нарушений связаны с землями общего пользования
Закон запрещает любые ограничения или запреты, связанные с доступом к участкам общего пользования. Исключения могут предусматриваться только нормативными актами, опубликованными для общего ознакомления. В перечень нарушений указанных правил могут входить:
- захват участка, или его части, для использования под личные цели частных лиц или предприятий;
- введение несанкционированных ограничений за доступ к местам общего пользования – например, взимание платы за проход в сквер, если это не регламентировано муниципальным актом;
- использование участка общего пользования вопреки целевому назначению – например, самовольное отведение мест под парковку на зеленых насаждения скверов;
- установка ограждений, шлагбаумов, заборов для ограничения свободного прохода или проезда.
Указанные нарушения могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Например, группа жильцом может оборудовать парковочную площадку путем захвата части внутриквартального проезда – такое коллективное нарушение повлечет ответственность для каждого из участников несанкционированной стоянки.
Причины и последствия самовольного захвата земли
Причины самовольного захвата земли
- Желание получить дополнительное пространство для строительства или установки личных объектов. Люди могут самовольно захватывать земельные участки, чтобы увеличить жилую площадь или создать дополнительные коммерческие объекты.
- Неудовлетворенность общим состоянием и использованием земельного участка, что приводит к его самовольному захвату и последующему использованию в личных целях.
- Отсутствие надлежащего контроля и наказания за нарушения правил использования земли, что позволяет людям свободно занимать и использовать участки.
Последствия самовольного захвата земли
- Создание прецедента для других жителей, которые могут решить последовать примеру и самовольно занять или использовать участки земли.
- Нарушение прав соседей и других жителей, которые могут быть лишены общей земельной площади, созданной для комфорта и нужд всех жильцов.
- Ухудшение экологической ситуации, так как самовольно захваченные участки могут быть использованы неправильно и привести к загрязнению окружающей среды.
- Потеря доверия и уважения к общине жильцов, так как самовольное захватывание земли является нарушением закона и негативно отражается на престиже и репутации сообщества.
Чем грозит незаконный захват земли?
Статус правонарушителя |
Размеры штрафной санкции | |
если кадастровая стоимость объекта известна и зафиксирована документально | если стоимость территории по кадастру неизвестна | |
граждане, нарушившие закон | 1–1,5% от кадастровой стоимости объекта (не меньше 5 тысяч рублей) | вплоть до 10 тысяч рублей |
должностные лица, незаконно захватившие территорию | 1,5–2% от стоимости недвижимости по кадастру (не меньше 20 тысяч рублей) | вплоть до 50 тысяч рублей |
предприятия, фирмы, организации | 2–3% от кадастровой цены (не меньше 100 тысяч рублей) | вплоть до 200 тысяч рублей |
В случае нецелевого использования захваченного участка нарушителя также ожидает назначение штрафного взыскания по 8.8 статье КоАП РФ. При уничтожении или повреждении специальных межевых знаков также выписывается штраф вплоть до 100 тысяч рублей (для граждан – до 5 тысяч рублей).
Нарушителя может ожидать привлечение к уголовной, административной и гражданской ответственности (решение судьи зависит от обстоятельств конкретного дела).
Незаконный захват земли общего пользования по статье 7.1 КоАП РФ карается штрафным взысканием, величину которого можно узнать с помощью приведённой ниже таблицы.
Основания для перевода помещений в общую долевую собственность
Для признания подвала или чердака общедолевой собственностью нужны веские причины и доказательства. Судьи выносят положительные для жильцов акты, опираясь на статью 290 ГК РФ и статью 36 ЖК РФ. Эти нормы определяют, что домовладельцы многоэтажного здания владеют его общим имуществом. ЖК РФ относит к нему нежилые объекты (в том числе с инженерными коммуникациями), которые не являются элементами домовладений и применяются для обслуживания двух и более жилищ: лифтовые, пролеты, лестницы, шахты, технические этажи, крыши, чердаки, землю и так далее. Дополнительно нормативные акты признают общей собственностью недвижимость для социально-бытовых и культурных нужд.
Однако в 2009 году Конституционный суд РФ в определении № 489-О-О пояснил, что в многоэтажном доме могут находиться коммерческие объекты для самостоятельного (индивидуального) пользования. Они не подпадают под правила, зафиксированные в статье 290 ГК РФ и статье 36 ЖК РФ. Такие объекты также располагаются в подвалах, на чердаках, в пристроях, на этажах. Если проект здания предусматривает подобную недвижимость, то она (вне зависимости от нахождения инженерного оборудования и коммуникаций) не считается общедолевой собственностью (решение Октябрьского райсуда г. Улан — Удэ от 25.06.2018 г).
Захват участка с ограждением
Что делать в случае незаконного ограждения парковочного места? Последовательность действий:
- Собрать подтверждение нарушения.
- Обратиться к местному участковому, который зафиксирует наличие незаконного ограждения. В его полномочиях наложить штраф на нарушителя.
- Обратиться в вышеуказанные инстанции с обращением жалобного характера. На его рассмотрение отводится от 1 до 2 месяцев, после чего предоставляется письменный ответ.
- После рассмотрения жалобы проводится демонтаж ограждений. На это отводится пару дней. В некоторых случаях может быть выписан штраф. Для этого достаточно обратиться в полицию.
Желательно подавать жалобу сразу в несколько организаций, тогда вероятность положительного ответа на обращение возрастет.
Правовой режим использования нежилых помещений
Подвал жилого дома относится к общему имуществу, теоретически он принадлежит всем, кто владеет квартирами в этом здании, и эти люди могут им пользоваться. Но так как именно в подвале проходят коммуникации, сделать это по собственному желанию и усмотрению нельзя, необходимо соблюдение ряда условий (например, вещи не должны никаким образом соприкасаться с трубами), а также разрешение. Чтобы получить его, нужно действовать вместе с управляющей компанией.
Важно! В новых правилах пожарной безопасности указывается, что использовать подвалы и цокольные помещения по не прямому назначению нельзя. На практике это означает, что жильцы не могут самовольно организовывать кладовые и помещения иного назначения в подвалах – только в том случае, если они согласуют подобное использование помещений, а в документацию по дому будут внесены соответствующие изменения.
Можно ли хранить вещи в подвалах и местах общего пользования? И как превратить подвал в кладовку?
Первым делом требуется провести коллективное собрание жильцов, на котором принять решение об использовании подвального помещения (цокольного этажа) как места хранения личных вещей жильцов. При этом все инициаторы должны понимать, что им придется вложиться материально, ведь любое переоборудование будет произведено за счет самих жильцов.
Если такое решение принято, необходимо вместе с управляющей компанией подготовить план перепланировки и получить разрешение на перепланировку (например, в Москве – в Мосжилинспекции).
Для составления плана перепланировки требуется провести инженерное обследование подвала, которое подтвердит хорошее состояние коммуникаций и возможность обустроить обособленное помещение для использования под кладовку. Проект перепланировки можно заказать в проектной организации, которая работает со свидетельством СРО.
Важно! Процесс перепланировки подвала – трудоемкий и затратный. Поэтому велико искушение самовольно перестроить подвал и использовать его в интересах жильцов. Но делать этого нельзя! Несогласованные изменения легко обнаружат сотрудники коммунальных служб. Виновные будут вынуждены заплатить административный штраф и самостоятельно вернуть помещению первоначальный вид.
Если же вы пройдете процедуру согласования и сделаете все по закону, то сможете смело пользоваться новыми кладовками, не опасаясь, что первая же проверка сведет на нет все усилия.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования. Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.
Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.
Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.
Если человек самовольно прирезал к своему наделу часть чужой территории, нужно противостоять ему законными методами. Гражданин, который стал жертвой этого противоправного деяния, должен знать, куда обратиться и что делать в такой ситуации.
Вот как выглядит примерный порядок действий землевладельца, часть территории которого подверглась захвату. Он должен:
- Уведомить гражданина, который завладел землей, о том, что его внедрение незаконно.
- Выяснить, не имеет ли место мошенничество, незаконное оформление земли в собственность, продажа или сдача в аренду чужого участка.
- Если захватчик действует умышленно и злонамеренно, предупредить нарушителя о противоправном характере его поступка и предъявить бумаги, подтверждающие право собственности на землю, например, правоустанавливающий документ, прошедший кадастровую регистрацию и учтенный в Росреестре (ст. 131 Гражданского кодекса РФ ).
Виды наказания за незаконный захват земель устанавливает ст. 7.1 КоАП. Инцидент может подпасть и под статью Уголовного кодекса , если истцу удастся доказать, что присвоение и эксплуатация участка связана с иными правонарушениями, например, с мошенничеством.
То, какой штраф за самозахват земельного участка в 2020 году заплатит нарушитель, зависит от двух критериев:
- поставлен ли надел на кадастровый учет;
- какова его оценочная стоимость.
При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.
Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:
- юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
- должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
- физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).
Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:
- юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
- должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
- физлица – до 10 тыс. рублей.
Слушания по искам о самозахвате земельных наделов достаточно распространены в гражданских судах. Не найдя компромисс в спорах о сотках и границах собственных участков, граждане отправляются за разрешением проблемы в судебную инстанцию. Однако и там не всегда однозначно спор о земле решается в пользу истца.
Собираясь с исковым заявлением в суд, нужно тщательно продумать аргументы своих притязаний и подготовить документальное подтверждение претензий. В противном случае, как показывает судебная практика, в удовлетворении иска может быть отказано.
Что делать, если сосед поставил забор
Популярной ситуацией является установка забора на территории общего пользования. Не всегда такая ситуация нарушает права соседей. Но факт нарушения засчитывается вне зависимости от того, были ли нарушены права соседей.
Пример. Василина разбила палисадник рядом со своим участком. Она оградила его и свою землю общим забором.
Хотя ограждение не мешало другим соседям, сотрудники администрации при проверке вынесли штраф за нарушение границ. Женщина пыталась оспорить протокол об административном нарушении в суде. Однако суд подтвердил полномочия сотрудников муниципалитета.
Таким образом, возведение забора на территории общего пользования является нарушением законодательства. Это считается захватом земель муниципалитета. Так как все земли общего пользования, по умолчанию, относятся к муниципальной собственности.
В случае, если такие действия соседей привели к нарушению прав других жильцов, гражданин имеет право инициировать проверку уполномоченных органов. При выявлении факта нарушения виновник будет привлечен к ответственности.
В случае если виновник не устранит нарушение в срок, то штраф будет выписан повторно.
По ассоциации, земли общего пользования (далее – ЗОП) – это те территории, которые принадлежат всем гражданам, как социальные пространства, это территории, которые не имеют частного собственника и не могут его иметь (разве что государство и является этим собственником).
Согласно тому, как эти земли определяют Земельный и Градостроительный Кодексы Российской Федерации, земли общего пользования – это участки и территории, которые используются в качестве путей сообщения (сюда входят дорожные участки, улицы, мостовые, пешеходные территории), в качестве зон отдыха (к примеру, парки, детские площадки, скверы и бульвары), а также зоны для промышленных нужд общественности (свалки, полигоны, территории для переработки мусора).
Согласно закону на ЗОП разрешено возводить капитальные постройки, а также некапитальное строительство. Но при этом строительство должно соответствовать целевому назначению зон ЗОП. Разберемся подробнее в нюансах, связанных с землями, предназначенными для общего пользования.
Самовольный захват ЗОП – чем грозит?
Поговорим подробнее о самовольных захватах. Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны.
Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ.
Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр. Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли».
По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность. А именно, штраф для физического лица в размере 500-1000 рублей, для должностного лица от 1000 до 2000 рублей и для юридического лица от 2000 до 20 000 рублей.
Помимо этого, касательно самозахвата действует статья №21 главы 23 Кодекса Административных Правонарушений РФ, которая именуется «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков».
Органы, отмеченные в этой статье, имеют особое право рассмотрения тех дел, которые касаются ситуаций, предусмотренных в статьях 7.10, 7.2 (часть 1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также в статьях 8.8., 7.34 КоАП РФ.
Этими органами государственной службы являются следующие:
- Главный государственный инспектор Российской Федерации по охране и эксплуатации земли, а также его заместители.
- Главные государственные инспекторы отдельных регионов РФ по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
- Главные городские и районные госинспекторы по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.