Что делать, если вам не заплатили по госконтракту: три простых шага

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если вам не заплатили по госконтракту: три простых шага». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После выигрыша тендера хочется поддаться своим эмоциям и отпраздновать это событие. Но не стоит торопиться. В случае с аукционами есть немало важных нюансов и подводных камней. И они не относятся к вопросу о том, как выиграть тендер.

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

«Подводные камни» с оплатой оказанных услуг или работ по тендеру

  • Стать победителем, не значит приступить к исполнению контракта.

В соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ в роли заказчика может быть государство, госкомпании либо частные организации. В случае с частными компаниями и государственными вопросов практически нет, чего не скажешь о муниципалитетах и бюджетных организациях.

Многие юристы работали с подрядчиками и поставщиками, обращающимися к ним за помощью после выигрыша в тендерах от различных «ФГБУ», которые никак не могли его оплатить из-за многолетних задолженностей и большого количества исполнительных производств.

  • Вы можете стать победителем тендера, выполнить его, составить все требующиеся документы, договориться с заказчиком.

Однако, после этого всё равно нет гарантии, что вы получите оплату. Зачастую заказчиками являются государственные бюджетные организации, у которых очень много финансовых обязательств. К сожалению, нередко у данных учреждений возникают трудности с их исполнением.

Как заставить заказчика заплатить за выполненные работы

Данная статья составлена для ответа на актуальные вопросы, в случаях, когда работа компанией или предпринимателем была выполнена, а заказчик уклоняется от ранее оговоренных выплат. Работа в бизнесе подразумевает не только запланированную прибыль, но и нестандартные, а иногда и форс-мажорные ситуации, которые могут негативно отразиться на его развитии. Вопрос: «Как заставить заказчика заплатить за выполненные работы?» — становится на первое место для многих организаций.

Если оплата поступает с просрочками, либо отсутствует вовсе, необходимо задействовать юридические механизмы, которые помогут разрешить сложившуюся ситуацию. Существует алгоритм действий в правовом поле, своевременное использование которого обеспечит надлежащее решение проблемы.

Возможно вас также заинтересует статья — «Что делать, если заказчик уклоняется от приемки работ по договору подряда?»

Обычно заказчики побаиваются нарушать закон и условия госконтракта, т.к. за это юридическое лицо или уполномоченный сотрудник могут быть привлечены вплоть до уголовной ответственности.

Но если поставщик все-таки столкнулся с невыплатой по госконтракту 44-ФЗ, то инструменты воздействия у него есть: подача претензии, обращение в контрольные органы и вышестоящие ведомства, в ФАС, прокуратуру, организации, помогающие предпринимателям решать конфликтные ситуации. Если предпринятые шаги не воздействовали на заказчика, то остается идти в суд.

Иногда сам факт обращения в надзорные ведомства помогает повлиять на заказчика, и он переводит оплату по госконтракту. Заказчики не хотят получать штрафы, выговор или отстранение уполномоченного лица на 2 года от работы. Обычно они просят отозвать жалобу и перечисляют средства вместе с неустойкой.

Какие еще документы, кроме договора, важны?

Если переговоры с должником зашли в тупик, направленные в его адрес претензии не помогают, то следующий шаг — это обращение в суд. И здесь как никогда уместны высказывания: «дьявол в деталях» и «мелочи не играют решающей роли, они решают все».

Для доказательства факта оказания услуг можно использовать любые письменные документы, имеющие отношение к этому процессу:

  • акты сверки расчетов, содержащие ссылку на договор;
  • договор с третьим лицом, которое было привлечено для оказания услуг;
  • журнал учета;
  • акты снятия показаний приборов учета;
  • путевые листы, товарные накладные;
  • переписка сторон, удостоверенная в нотариальном порядке;
  • доверенность, выданная исполнителю;
  • материальный результат оказания услуг (заключения, ходатайства, судебные решения, отчеты об оценке, бизнес-планы, фотоотчеты).
Читайте также:  Норма жилой площади на одного человека в 2024 году в Алтайском крае

В совокупности с другими доказательствами уже в суде также могут служить:

  • детализация звонков телефона истца с отображением входящих и исходящих вызовов номера телефона ответчика;
  • видеозаписи, подтверждающие взаимодействие сторон;
  • свидетельские показания.

Какие бы советы хотелось дать участникам, чтобы избежать рисков включения в реестр недобросовестных поставщиков:

  1. Необходимо внимательно отслеживать все закупки, на участие в которых вы подаете заявку; тот факт, что вы не подавали ценовых предложений, не свидетельствует о том, что вы не можете стать победителем (в случае, если ваша заявка оказалась единственной и признана заказчиком соответствующей требованиям документации и Закона о контрактной системе).
  2. Все документы и информацию, подтверждающие обеспечение исполнения контракта, добросовестность, необходимо готовить заранее и внимательно проверять перед направлением заказчику. Необходимо помнить, что все указанные документы и информацию победитель направляет при подписании контракта, возможность изменить или добавить необходимые документы и информацию еще раз у победителя уже не будет.
  3. Не откладывать подписание контракта на последний день.
  4. В случае если не удается подписать контракт по каким-либо техническим причинам, в том числе некорректной работы площадки, необходимо осуществлять запись всех своих действий на площадке с использованием независимого регистратора. В дальнейшем это может помочь обратиться в Федеральную антимонопольную службы с жалобой на действия оператора электронной площадки и вернуть себе право исполнения контракта.
  5. Необходимо актировать и фиксировать все события, не позволяющие вам своевременно подписать контракт.
  6. Внимательно отслеживать всю корреспонденцию, поступающую на электронную почту, указанную вами при регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок и заказчику, в целях своевременного отслеживания уведомления антимонопольной службы о рассмотрении обращения заказчика о включении вас в реестр недобросовестных поставщиков и возможности предоставления в антимонопольную службу документов и информации, свидетельствующих об отсутствии в ваших действиях умысла на уклонение от заключения контракта.

Заказчикам же в очередной раз хотелось бы напомнить, что по истечении сроков, указанных в статье 83.2 Закона о контрактной системе вам необходимо признать участника уклонившимся от заключения контракта, и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составить и разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Также в течение трех рабочих дней заказчику необходимо направить всю информацию об участнике, предусмотренную в статье 104 Закона о контрактной системе, в антимонопольный орган.

Заказчик не хочет платить

В статье 34 закона 44-ФЗ установлено, что госконтракт должен быть оплачен заказчиком в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке. Если контракт исполнил субъект из числа СМП или СОНО, то срок оплаты сокращается до 15 дней. За задержку закачку предъявляется неустойка в соответствии с пунктом 5 статьи 34.

Итак, заказчик не платит. В этом случае поставщик действует по описанной выше схеме — пишет ему претензию. Если и после этого не поступает оплата, исполнитель контракта вправе обратиться в суд с тем, чтобы тот обязал заказчика произвести оплату.

Однако иногда могут помочь и некоторые механизмы досудебного разбирательства. Не стоит забывать, что заказчик по 44-ФЗ — структура, которая функционирует на бюджетные деньги. Поэтому довольно эффективным может стать обращение в вышестоящую организацию. Например, если контракт заключен со школой, то обратиться следует в региональное отделение Министерства образования. Нужно составить письменное обращение, в котором изложить все обстоятельства. А именно описать, что конкретный заказчик не оплачивает выполненный контракт, ссылаясь, допустим, на отсутствие в бюджете денежных средств. И попросить вышестоящий орган пояснить сложившуюся ситуацию и разобраться в ней.

Подобное обращение можно составить еще в 2 инстанции:

Таким образом, если заказчик не перечисляет деньги по контракту, у поставщика есть несколько способов воздействовать на него в досудебном порядке. Если же это не поможет, придется обращаться в арбитражный суд.

Этапность исполнения контракта по 44 ФЗ

3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.

Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.

Акт приемки выполненных работ – документ, заключающийся между двумя контрагентами (заказчиком с одной стороны и непосредственным исполнителем с другой), согласно которому отображаются все виды выполненных, их общая стоимость, а так же начальные и конечные сроки.

Читайте также:  Программа первый автомобиль 2024 условия и сроки

Составление акта выполненных работ (услуг) является необходимым в случае, когда следует подтвердить факт выполненных работ исполнителем. Данный документ является своеобразным отчетом исполнителя перед заказчиком.

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей . Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общественные организации. Сюда относится, например, ОНФ «За честные закупки» , официальный сайт . Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.

Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.

Как быть, когда выясняется: предприниматель или компания добросовестно выполнили свою работу, а вторая сторона, заказчик, отказывается платить. Пошаговые действия по возврату долга объясняет адвокат Юлия Князь.

— Не самые приятные стороны бизнеса выползают сегодня наружу. Это я том, что многие предприниматели столкнулись с проблемой: работу они выполнили, а денег за нее не получили. Либо оплата обещана, но приходит с просрочками.

Расскажу, что делать в такой ситуации.

Что делать если заказчик не платит

Как следует из ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 ГК РФ, то есть если не предусмотрена предоплата – заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы.

Правда есть, как говориться, один нюанс, обязанность по оплате возникает в данном случае при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

К вопросу о досрочном выполнении работ, о правах заказчика я вернусь в последующих публикациях.

Алгоритм действий на случай, если заказчик не подписывает акт выполненных работ, я приводил в одной из предыдущих публикаций. Таким образом, если заказчик ни как не мотивирует свой отказ от подписания актов выполненных работ – оформляем акт в одностороннем порядке, считаем, что результат работ заказчику передан.

Итак, исходим из того, что результат работ заказчику передан, о чем оформлен соответствующий акт выполненных работ.

Если заказчик не оплачивает выполненные работы в предусмотренный договором срок, просит подождать, обещает оплатить в ближайшее время, обещает привлечь на новые объекты, какими бы замечательными не были ваши отношения с заказчиком не стоит терять время. Я думаю, все знают как люди отказываются от своих слов.

Можно, конечно, давить на совесть, но опыт жизни подсказывает, что это, наверное, самый малоэффективный способ.

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей . Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Неправомерность отказа от оплаты

Между государственным заказчиком и организацией-поставщиком был заключен контракт на поставку товара для федеральных нужд.

Товар был поставлен в соответствии с условиями контракта, претензий к качеству нет, акты приемки подписаны.

Однако заказчик отказался оплатить товар, ссылаясь на уменьшение лимитов бюджетных обязательств и попытался расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом заказчик ранее не уведомлял поставщика об изменении своих финансовых возможностей и не приостанавливал приемку товара.

ФАС считает, что действия государственного заказчика неправомерны. Односторонний отказ от выполнения обязательств возможен только при существенном нарушении контракта другой стороной.

Кроме того, если акт государственного органа об уменьшении лимита бюджетных обязательств был принят после приемки товара, то заказчик не вправе ссылаться на данное обстоятельство как основание для отказа от оплаты.

Из материалов аналогичных судебных решений можно сделать вывод: если государственный заказчик не может доказать существенные нарушения поставщиком государственного контракта, связанные с качеством поставленного объекта закупки, то односторонний отказ от оплаты нельзя признать правомерным.

Ссылка заказчика на то, что ему был уменьшен лимит бюджетных обязательств, не может служить основанием для отказа в требованиях поставщиков — с заказчиков взыскиваются суммы оплаты поставленного товара, результата выполненной работы и оказанной услуги, а также и пени за просрочку (Постановление ФАС МО от 16.09.2011 № А40-73055/10-29-613).

На практике арбитражные суды соглашаются с подобными выводами ФАС.

По инициативе правительства в Кодексе об административных правонарушениях РФ появилась новая статья — нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. За такой проступок должностному лицу заказчика грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. За повторное нарушение его могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 2 лет. Аналогичные наказания предусмотрены за неисполнение обязанности по авансированию, если оно предусмотрено контрактом.

Читайте также:  Срок представления декларации 3 НДФЛ в 2024 году

Такие поправки утверждены Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 189-ФЗ , текст которого опубликован на официальном портале правовой информации.

В законе указано, что штрафовать за нарушение сроков смогут контрольные органы в сфере закупок (ФАС и ее территориальные органы), а также судьи. При этом постановление по такому правонарушению не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а если его рассматривает суд — по истечении трех месяцев. Напомним, согласно ч.2 статьи 4.5 КоАП РФ , при длящемся нарушении, каким является несоблюдение порядка оплаты, сроки давности исчисляют со дня обнаружения правонарушения.

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Ответственность за нарушение сроков оплаты

Кроме оплаты товара, поставщик может потребовать с заказчика перечисления пеней, штрафов (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ) и компенсации затрат на юридические услуги и отправку документов (ч. 2 ст. 110 АПК, ч. 1 ст. 100 ГПК). Исключение: заказчик не перевел деньги из-за форс-мажора.

Пени насчитывают за каждый день просрочки оплаты заказчиком по 44-ФЗ. Штраф начисляют, если заказчик не исполнил обязательства или исполнил их недолжным образом. Как определить размер штрафа, указано в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 №1042 (пп. 3-9). Обычно это определенный процент от цены контракта или фиксированная сумма. Все штрафы не могут превышать цену контракта.

Расходы на юриста и отправку почты компенсируют на основе судебного решения или соглашения о возмещении расходов, которое заключено до обращения в суд.

Также заказчика могут привлечь к ответственности контролирующие органы и вышестоящие инстанции на основании обращения поставщика. Какие меры могут применить к заказчику:

  • Выдать предписание и обязать устранить нарушения.
  • Обязать руководство учреждения привлечь к ответственности виновного сотрудника. Это значит, что работник получит замечание, выговор или лишится премии. Возможно, накажут и руководителя учреждения.
  • Оштрафовать сотрудника заказчика и саму организацию.
  • Запретить сотруднику учреждения, который нарушил срок оплаты, работать в сфере госзакупок на срок до двух лет.

Мера наказания зависит от вида заказчика и особенностей закупки.

Вид закупок Наказание Статья КоАП
Закупки по 44-ФЗ — Штраф от 30 до 50 тыс. руб. — Дисквалификация сотрудника заказчика на срок до двух лет 7.32.5
Гособоронзаказ по 44-ФЗ Штраф от 30 до 50 тыс. руб. 7.32.1
Закупки по 223-ФЗ — Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника — Штраф от 50 до 100 тыс. руб. на организацию 7.32.3

У Гос Заказчика нет денег на выплату

Иногда может возникнуть ситуация, когда Государственный или Муниципальный Заказчик не имеет достаточно денег на выполнение своих обязательств по государственному контракту. Что делать в таком случае?

Во-первых, если заказчик не выплачивает сумму по госконтракту, необходимо обратиться к нему в письменной форме с требованием об оплате. В письме нужно указать все факты, подтверждающие выполнение вами своих обязательств по контракту.

Во-вторых, необходимо проверить, были ли выполнены все условия контракта со стороны Гос Заказчика. Если заказчик нарушил свои обязательства по контракту или не предоставил необходимую документацию, необходимо в письме указать все эти факты и требовать выполнения заказчиком своих обязательств.

В-третьих, возможен компромиссный вариант, если договориться с заказчиком о частичной выплате суммы по контракту или об отсрочке платежа до момента, когда заказчик получит необходимые средства. В таком случае в письме следует указать предложение о компромиссе и предложить варианты его реализации.

Всегда есть возможность обратиться с жалобой на заказчика к государственному или муниципальному органу, от которого зависит заказчик, если он не выполняет свои обязательства по госконтракту. В письме следует подробно описать ситуацию, уточнить причины задержки выплаты и просить о помощи в решении проблемы.

Важно помнить, что в случае невыплаты суммы по госконтракту заказчик несет ответственность перед исполнителем. За неисполнение своих обязательств заказчик может быть привлечен к ответственности или судебному разбирательству.

Но, как правило, в первую очередь следует обратиться к заказчику с просьбой о выполнении его обязательств по государственному контракту. Объективным причинам может быть много, и не всегда они зависят от вины заказчика. Поэтому, прежде чем обращаться к государственному или муниципальному органу, всегда стоит попытаться найти компромиссную форму решения проблемы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *